Семья и воспитание детей. Какова же роль семьи в воспитании детей?
Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Семья – то, без чего невозможно представить жизнь человека. Она – ее естественная составляющая, а порой и институт самоопределения в социуме. Стабильное ее развитие для многих – главный приоритет, что вполне объяснимо, учитывая, что именно семья наполняет все смыслом.
Оглавление
- 1 Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста
- 2 Факторы воспитания в семье детей дошкольников
- 3 Принципы воспитания детей дошкольников в семье
- 4 Цель воспитания в семье детей дошкольного возраста
- 5 Как же воспитывать ребенка в семье?
- 6 Основные стили воспитания в семье
- 7 Видео»Воспитание детей дошкольного возраста»
Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста
Воспитание в семье детей дошкольного возраста носит эмоционально-личностный характер. Оно изначально строится на безусловной любви родителей к ребенку и ребенка к родителям.
В семейной жизни самый важный винт — это любовь. Дети, которые ощущали бескорыстную любовь родителей, становятся счастливыми людьми.
И кроме того, именно в семье воспитание носит индивидуальный характер не только по своим формам, но и по содержанию.
В семье воспитание происходит в ходе организации повседневной жизни — совместных дел, игр, разговоров близких с ребенком. Можно сказать, что ребенка дома воспитывает весь уклад жизни семьи. И в нем так или иначе участвуют все близкие люди, окружающие ребенка — родители, бабушки, дедушки, братья и сестра.
Основы всех сторон развития дошкольника закладываются в семье. Именно семья способствует в первую очередь сохранению и укреплению здоровья ребенка и его физической формы. Определяет успешность умственного, речевого, интеллектуального развития и детской любознательности. А также помогает раскрыться творческим способностям дошкольника и формирует художественные вкусы.
Особую роль семья играет в социализации ребенка. Именно родителям, в первую очередь, хочет подражать ребенок. Ребенок разделяет и сохраняет взгляды родителей, установки, интересы, образцы поведения. И также приобщается к семейным традициям.
При полноценном общении с близкими в семье у ребенка пробуждается активность, инициативность, открытость по отношению к другим людям.
Необходимо помнить, что у дошкольника любая социальная потребность прямо или косвенно преобразуется в общении с родителями, их любви и внимании.
Факторы воспитания в семье детей дошкольников
Определяя воспитательный потенциал семьи, исследователи определяют такие его важнейшие составляющие, как характер внутрисемейных взаимоотношений, семейное общение, культура семьи и семейные традиции.
Решающим фактором семейного воспитания являются внутрисемейные взаимоотношения родных с ребенком и членов семьи между собой. Оптимальный характер семейного воспитания определяют открытые и доверительные отношения, которые построенные на принятии значимости потребностей каждого из членов семьи. А также поддержки достижений и помощи в преодолении трудностей.
Особое значение общение с близкими имеет для ребенка раннего и дошкольного возраста. В период от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми ребенок нуждается в постоянном и эмоционально — личностном контакте с одним человеком (мамой, бабушкой). Прекращение такого контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей.
Принципы воспитания детей дошкольников в семье
Семья! Основные принципы воспитания в семье детей дошкольного возраста:
- Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать. Если системно завышать требования, которые дошкольнику не по силам достичь, то он начнет сдаваться. Он потеряет интерес стремиться к лучшему;
- Проявляйте уважение к ребенку, его интересам, мыслям, индивидуальности;
- Доверяйте ребенку и научите доверять семье. Объясните почему врать плохо, к каким проблемам приводит ложь. Расскажите, как правда облегчает жизнь. Приводите примеры из личного опыта, из сказок, мультфильмов. Ведь доверие начинается с детства.
- Найдите общий язык с ребенком. Ребенок еще маленький, но чувствует, насколько вам искренне интересно с ним. Во время капризов, попытайтесь встать на место ребенка. Для него может быть настоящей катастрофой, что ему отказывают в чем-то. Видя ситуацию с его стороны, вы сможете объяснить причину отказа или же найти компромисс.
- Равенство в семье. Один родитель может негласно держать авторитет. Это распространенный тип семьи. Но равноправие, признание ценности каждого домочадца должно быть четко обозначено. Прислушивайтесь к ребенку и дорожите его мнением.
- Прививайте и поощряйте самостоятельность ребенка. Поддерживайте начинания ребенка, помогайте, давайте советы. Но не лишайте возможности практиковать, развивать навыки и делать что-то самому.
Цель воспитания в семье детей дошкольного возраста
Основная цель семейного воспитания ― формирование и развитие личности ребенка. Ребенок должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Важно обучить его полезным навыкам и развить положительные черты характера. Ребенок должен быть интеллектуально развит. Это обеспечивает успешность в социуме и в обучении, когда ребенок станет школьником. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Заложенные в раннем возрасте принципы, будут определять личность ребенка в будущем.
Как же воспитывать ребенка в семье?
Методы семейного воспитания — это способы взаимодействия родителей с детьми. С помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. На выбор родителями методов воспитания ребенка в семье влияет множество факторов: личностные особенности родителей; их сознательные и бессознательные установки касательно эффективности отдельных методов воспитания; особенности взаимоотношений взрослого с ребенком, педагогическая культура родителей и др.
В семейном воспитании дошкольников используются такие методы, как:
личный пример родителей, объяснение, беседа, убеждение;
требование, контроль;
приучение, упражнение;
поощрение, наказание.
В методике семейного воспитания особое место занимает игровой подход, как условие успешного применение различных методов.
Действенность личного примера, как метода воспитания объясняется такой возрастной поведенческой особенностью дошкольников, как подражательность. Они с удовольствием копируют манеру говорить, стиль общения, привычки старших.
Таким образом дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образом для подражания взрослеющих детей. Однако личный пример становится действенным методом семейного воспитания, если ребенок почувствует необходимость следования ему и если попадет в условия этой необходимости.
Основные стили воспитания в семье
Для родителей очень важно знать о стилях воспитания. Неправильно выбранный стиль может заглушить проявление индивидуальности ребенка. Остановить развитие его способностей, подавить творческие порывы. И самое главное, лишить ребенка жизненно важных навыков и умений.
Общепринятой классификацией стилей семейного воспитания является их деление на либеральный, демократический и авторитарный.
Либеральный стиль
В семье, где либеральный стиль взаимоотношений с ребенком, на первый взгляд, царит полнейшее взаимопонимание. Ведь дети полностью доверяют родителям и видят в них друзей.
Отношения «родитель — ребенок» постепенно заменяются на отношения «ребенок — родитель». Родители стремятся ни в чем не ограничивать развитие личности своего ребенка. При этом ничего не запрещая, ничего не требуя и не устанавливая никаких рамок. От ребенка не ждут каких-то успехов в какой-либо деятельности. И как правило, в таких семьях нет понятия режима и порядка, а требования меняют в зависимости от ситуации.
В такой атмосфере ребенок быстро учится приспосабливаться и манипулировать родителями. Именно таким способом ребенок строит отношения не только с родственниками, но и с другими окружающими его людьми.
У таких детей снижен интерес к учебе, им нравится то одно, то другое. Никакое начатое дело до конца не доводится. В результате, социальному развитию и формированию чувства собственного достоинства, препятствуют недостаток самоконтроля и внутренней дисциплины.
Демократический стиль
Для этого стиля воспитания, как и для либерального, свойственны теплые отношения между детьми и родителями. Однако, в отличие от предыдущего стиля воспитания, присутствуют умеренные и последовательные дисциплинарные требования.
Взрослые регулярно ставят перед ребенком посильные цели, высказывая надежду на то, что ребенок обязательно сможет их достичь.
В этих семьях можно наблюдать частое общение между родителями и детьми и совместное проведение досуга. Своей искренностью и заинтересованностью в делах и успехах своего ребенка, родители формируют у него стойкий направленный интерес и любознательность.
Родители, которые придерживаются демократического стиля воспитания, их дети даже не обладая какими-то выдающимися способностями, всегда могут найти себе дело по душе.
Демократический стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью. Его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У них вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения существенно выше, чем у остальных. Они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Авторитарный стиль
Авторитарный стиль считается самым жестким среди других стилей воспитания. В таких семьях мнение родителей — это закон. Такой подход взрослые мотивируют тем, что не желают вырастить слабого, нежизнеспособного человека. И чем раньше ребенок столкнется с трудностями, тем закаленнее будут его характер и воля.
В таких семьях детям уделяется мало внимания и существуют строгие правила поведения. Детям запрещается проявлять слабость. В такой семье культивируется принцип беспрекословного подчинения старшим, которым подменяется уважение. Любое непослушание наказывается.
Из-за завышенных требования родителей, дети часто не оправдывают их ожидания и надежды. Вследствие чего, у детей формируется заниженная самооценка. Со временем, привычка детей подчиняться переносится и на сверстников и других окружающих людей. Дети подвержены влиянию «плохих» компаний, они остро нуждаются в авторитете.
У авторитарного стиля воспитания есть и другая сторона-гиперопека.
В таком случае, чаще всего мама, бывает крайне близка со своим ребенком, требуя стопроцентного доверия от него во всем. Хотя мотив этого доверия лежит не в заинтересованности жизнью и возможными проблемами ребенка, а в осуществлении тотального контроля над ним.
Так как родители решают все за ребенка, инфантильность и отсутствие воли становятся ведущими качествами его личности. Вскоре мнимая близость исчезает, и в подростковом возрасте ей на смену приходит непослушание. Ребенок ведет себя агрессивно и вызывающе.
Так же, для авторитарного стиля воспитания характерна такая ситуация, когда родители удовлетворяют свои амбиции через ребенка. Часто ребенку навязывают ту деятельность, которая ему совершенно не интересна и не посильна. Но ребенок не может отказаться, и вследствие чего, у ребенка появляется отвращение ко всему, что имеет значение для его родителей.
Очевидно, что из всех выше представленных стилей, наиболее эффективным является демократичный. Однако следует отметить, что любой стиль воспитания крайне редко встречается в чистом виде. Чаще всего в семьях присутствуют комбинированные черты какого-либо стиля воспитания детей.