Поощрение – один из методов воспитания ребенка 

Маленький мальчик, ладошка, ладошка взрослого

В воспитательном процессе поставленные цели и задачи реализуются сочетанием различных приёмов, средств и методов. Поощрение — один из методов воспитания, который немаловажен в воспитательном процессе ребенка.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения.

Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного.

Дети весьма восприимчивы к поощрениям. Стимулом для них могут быть похвала взрослых, одобрительные слова. Это делает детей более уверенными в своих действиях и возможностях. Высказанное умело и вовремя одобрение побуждает в дошкольниках хорошее здоровое самолюбие: медлительный ребёнок старается быть проворным; небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того, чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как: «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивается нравственный смысл того или иного поступка.

Формы поощрения

Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Если у взрослых сложились теплые, сердечные отношения с ребенком, то наградой может быть и улыбка, и выразительный жест, и кивок головы, и теплое слово. Вовремя подбодрить, одобрить, сказать доброе слово   — это самое эффективное средство формирования положительного поведения дошкольника.

Слова одобрения утверждают ребенка в правильности поведения, вселяют уверенность в своих силах. Особенно ощутимо поощрение, основанное на методе естественных последствий.

– Молодец, что догадался помочь: мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать.

Ребенок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему и правильному поступку.

Иногда можно за примерное поведение пообещать ребенку съездить за город, сходить погулять в парк или на детский сеанс в кино. И, конечно же, обязательно выполнить данное обещание.

Мама, девочка, подарок

Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях. Иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превращать в подкуп: ты нас будешь слушаться, а мы тебе – подарок.

Родители должны применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения.

Если ребенок робкий и застенчивый, это нередко является причиной того, что он боится признаться в своих поступках. Именно поэтому родителям необходимо каждый раз подчеркивать, что ребенок поступает правильно, честно признается в своей провинности. Такой прием стимулирует хорошее поведение, вселяет в ребенка чувство уверенности.

Особенно нужно поощрять положительные действия детей перед сверстниками.

Так достигаются две цели:

  • придается общественная значимость хорошему поступку;
  • показывается пример положительного поведения ребенка, которому будут подражать остальные дети.

Активный пример сверстников – один из распространенных в практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию, потому особенно эффективен.

Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания.

Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «Поступил, как настоящий товарищ: помог починить велосипед»; «Молодец, помогла малышам. Так всегда поступают старшие».

Ссылки на пример широко используются и педагогами, и родителями. Но, к сожалению, взрослым иногда изменяет чувство меры. Они то и дело говорят: «Берите пример с Вовы»; «Вот какой у нас хороший Вова!»; «Вова – молодец, не то что ты» и т. д.

В результате образцовый мальчик невольно меркнет в глазах детей и, пожалуй, кроме чувства неприязни, ничего не вызывает. В этом случае пример перестает быть заманчивым для детей. Да и сам образец вряд ли получит пользу от такого излишнего к себе внимания.

Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии ребенка оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно.

– Посмотрите, какой порядок навели сегодня дети. Все это они сделали сами, пока я готовила обед, – говорит бабушка возвратившимся с работы родителям.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.

Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол перед приходом гостей или папе – чинить машину.

Участие в делах взрослых, конечно, является для ребенка большой радостью. А сколько гордости испытывает ребенок, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» или «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д.

Безусловно, поощрение трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов. Не может, например, явиться поощрением дело, не интересующее ребенка. Если ребенку стирка носового платка принесет удовольствие, так как это доверяют ему впервые, то подобное поручение старшие ребята выполняют без интереса.

Только поручения, которые приносят детям удовольствие, создают чувство новизны и вызывают удовлетворение от затраченных усилий, воспринимаются детьми как поощрение.

Новое постоянное поручение обязывает и создает чувство ответственности.

Этот метод особенно эффективен по отношению к тем детям, которые не желают трудиться, и родители с трудом добиваются от них послушания.

Иногда полезно поощрить ребенка авансом за еще не совершенные им действия, выразив тем самым уверенность и доверие, что он не подведет старших: «Дочери не приходится напоминать, чтобы она вела себя хорошо: она ведь уже совсем большая»; «Он внимательный, заботливый мальчик – радует нас своим поведением». Этот прием основывается на таких детских особенностях, как внушаемость, пробуждающееся самолюбие.

Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь речь идет уже не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если ребенок не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится. Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий.

Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.

Папа и дочь, ладошки

Поощрение – лишь один из методов воздействия. Одними поощрениями в воспитании детей мало чего можно добиться – они наиболее эффективны в сочетании с другими методами.

Правила применения метода поощрения

Применяя поощрения, нужно помнить о чувстве меры. Ребёнок должен заслужить поощрение, которое требует значительных усилий. Например, когда ребенок уступил место в автобусе, заступился за девочку, помог родителям – тогда похвала становится стимулом к хорошему поведению. Когда ребёнка хвалят за каждый пустяк, то этот метод теряет смысл.

В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания. В другом – начинают многое делать напоказ, хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству и «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.

Поощрение должно быть заслуженным. И использовать его надо, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые требуют от него значительных усилий – физических, умственных, нравственных.

Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.

Дочь привыкла, что дома ее всегда и за всё хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:

– Правда, я молодец?

– Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая!

И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду.

Нелегко оставаться незамеченной, усидеть на занятиях и, например, не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывали восторгов.

Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.

Поощрение и требовательность

Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.

Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:

– Сынок все делает, как папа. Теперь ему и напоминать не приходится, чтобы он чистил зубы.

Это имело успех – сын ведь очень хотел быть похожим на папу. Но… день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность и другом, в результате режим у ребенка был нарушен.

Родители должны знать, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со всевозрастающими требованиями они приносят желаемый результат.

Мама, дочь, объятия

Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей.Они развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Советы родителям: 55 фраз для похвалы

Молодец!
Ты на верном пути!
Здорово!
Ты в этом разобрался!
Удивительно!
Это как раз то, что нужно!
Гораздо лучше, чем я ожидал!
Великолепно!
Поздравляю!
Прекрасно!
Я тобой горжусь!
Грандиозно!
Я просто счастлив!
Незабываемо!
Ух!
Мне очень важна твоя помощь!
Именно этого мы давно ждали!
Работать с тобой просто радость!
Это трогает меня до глубины души!
Ты мне необходим!
Сказано здорово – просто и ясно!
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
Остроумно!
Талантливо!
Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
Экстра – класс!
Ты одаренный!
С каждым днем у тебя получается всё лучше!
Ты сегодня много сделал!
Уже лучше!
Для меня нет никого красивее тебя!
Отлично!
Еще лучше, чем прежде!
Научи меня делать так же!
Потрясающе!
Тут мне без тебя не обойтись!
Классно!
Я знал, что тебе это по силам!
Поразительно!
Ты мне нужен именно такой, какой есть!
Неподражаемо!
Несравненно!
Никто не может заменить тебя!
Красота!
Я горжусь тем, что тебе это удалось!
Как в сказке!
Очень ясно!
Я сам не смог бы сделать лучше!
Ярко, образно!
Фантастика!
Очень эффектно!
Лучше, чем все, кого я знаю!
Прекрасное начало!
Ты просто чудо!
К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»

Видео: «Здоровые дети. Поощрение ребенка»

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: