Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Маленькие дети девочки и мальчики на ковриках делают зарядку

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — это организованный процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма. На развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Организм ребенка дошкольного возраста интенсивно растет и развивается. Формирование систем и их функций еще не закончилось. И это определяет высокую степень физической уязвимости и ранимости детей. Родителям и воспитателям необходимо помочь растущему организму и применять подходящие методы.

Педагогика рассматривает и формулирует следующие оздоровительные задачи:

  • Охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды;
  • Правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, гармоническое физическое развитие.

Формы физического воспитания в дошкольном возрасте

Для успешного осуществления оздоровительных задач используются разнообразные формы, средства физического воспитания и различные виды деятельности.

Утренняя гигиена

Обучение детей культурно-гигиеническим навыкам — необходимая составляющая физического воспитания.

Маленькая девочка моет руки водой под краном

Для формирования навыков утренней гигиены необходимы следующие условия:

Доступность используемых предметов гигиены (мыло, зубная щетка, полотенце). Все эти предметы должны располагаться так, чтобы ребенок мог их взять без чьей-либо помощи.

Обучение дошкольника алгоритму, как почистить зубы, как тщательно вымыть руки с мылом и пр. Нужно объяснить малышу, что каждая гигиеническая процедура состоит из действий, следующих в строго установленном порядке.

Многократные упражнения детей в действиях под контролем взрослого, как способа, так и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе).

Обязательное выполнение гигиенических требований взрослыми. Полезная привычка не сформируется у ребенка, если ее игнорируют сами наставники.

При обучении детей навыкам утренней гигиены использовать игровую мотивацию (например, объясняет игрушка). Игровые потешки вызывают у детей желание запомнить и выполнить предлагаемые действия.

Утренняя зарядка

Зарядка имеет большое оздоровительное значение при условии, если дети будут выполнять её систематически. Родители могут составить несложный гимнастический комплекс из нескольких упражнений. И ежедневно уделять несколько минут такому занятию с ребенком.

Дети, мальчик и девочки, на ковриках делают зарядку

Подойдут упражнения, которые влияют на формирование общей координации движений, правильной осанки, двигательных навыков и развитие физических качеств.

Ходьба и бег – это небольшая разминка. Для малышей можно использовать игровые приемы. Например: «пошли, как мишки», «побежали, как лошадки», «прыгаем, как лягушки».

Упражнения общеразвивающего характера, которые могут проводиться с использованием предметов — флажки, мячи, обручи, детские гантели.

В заключение зарядки проводится ходьба в умеренном темпе и упражнения на восстановление дыхания.

По значимости и объему общеразвивающим упражнениям отводится основная роль. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижных суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

При выполнении упражнений обязательное условие – это правильное соблюдение исходного положения.

Объяснение взрослого должно быть четким и кратким и при этом обязателен показ упражнений. Длительная статическая поза нежелательна, так как отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном на формировании свода стопы ребенка.

Физическую нагрузку при выполнении упражнений необходимо регулировать. Наблюдать за внешними признаками утомления детей. При утомлении могут быть: появление одышки, бледность лица или его покраснение, нарушение координации движений.

При появлении признаков утомляемости физические упражнения следует прекратить зарядку, но вернуться к ним в дальнейшем. Возможно, в упрощенной форме.

Закаливание детского организма

Укрепляют детский организм солнце, воздух и вода! Использование средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребенок, которого закаливают воздухом, скорее приспособится к обливанию и к воздействию солнечных лучей.

Маленькие дети на улице на траве босиком в трусиках и головных уборах

Закаливание необходимо проводить систематически, в течение всего года, с учетом сезонных явлений. Постепенно можно увеличивать силу раздражителей. Но при этом учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние.

Прекращение закаливающих процедур, примерно через две недели приводит к утрате защитных свойств организма.

Запомните, что все закаливающие процедуры должны проходить только на фоне положительных эмоций ребенка.

Приобщение к физической активности и спорту

Формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом необходимо начинать с дошкольного возраста. Приобщение детей к спорту осуществляется под влиянием взрослых.

Для этого очень важно поддерживать интерес и желание ребенка к двигательной активности, физкультуре и спортивным занятиям. Взрослые могут знакомить дошкольника с различными видами спорта. Вместе участвовать в соревнованиях, эстафетах, посещать спортивные праздники. А также учить плавать, кататься на велосипеде и самокате, прыгать на батуте.

Наиболее доступны в дошкольном детстве следующие виды спорта:

плавание – с рождения;

фигурное катание – с 3-х лет;

художественная гимнастика – с 5-ти лет;

футбол, баскетбол – с 4-х лет;

большой теннис – с 5-ти лет;

хоккей – с 5-6 лет;

настольный теннис – с 5 лет;

шахматы – с 3-х лет;

айкидо, ушу, каратэ – с 4-5 лет;

бокс – с 7 лет;

спортивные танцы – с 4-х лет.

Воспитание бытовой организованности

Физическое развитие и воспитание неразрывно переплетается с формированием бытовой организованности у ребенка. Связано это с соблюдением режима дня, который учит детей быть организованными и дисциплинированными.

Значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными навыками.

Например, привыкнув вставать утром в одно и то же время, дошкольник организованнее собирается в детский сад или на прогулку. Зная, что подходит время ложиться спать, он может убрать игрушки без напоминания.

Бытовые и культурно-гигиенические навыки самообслуживания автоматизируются. Внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому. Что в последствии развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность и инициативность.

Средства и методы физического воспитания детей

Для физического воспитания дошкольников подходят разнообразные средства и методы, которые комплексно воздействуют на детский организм:

  • формирование культурно-гигиенических навыков, правильный режим, рациональное питание, поддержание чистоты и порядка.
  • естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);
  • физические упражнения.

Физические упражнения – одно из основных средств физического воспитания, которое подразделяется на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Гимнастика

Это специально подобранные физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм. Существует несколько видов гимнастики:

общеразвивающая (базовый комплекс упражнений, утренний, после сна и др);

гимнастика со спортивной направленностью (акробатика, художественная, ритмическая);

Девочки маленькие занимаются гимнастикой

лечебная (корригирующая гимнастика);

пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

психогимнастика.

Все перечисленные виды в их простейших формах можно применять в дошкольном возрасте.

Использование психогимнастики благотворно влияет не только на физическое, но и личностно-эмоциональное развитие детей. Дошкольники учатся выражать свои эмоции с помощью выразительных движений всего тела.

Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который применяется в физическом воспитании детей раннего возраста.

Подвижные игры

Включают движения разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Двигательная активность в игре способствует развитию произвольного внимания, быстроты действий, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. И также способствует адаптации в новом социуме.

Дети играют на улице в подвижную игру

Подвижные игры можно классифицировать по:

типу основного движения (игры с бегом, игры с прыжками и т. д);

степени подвижности (игры малой, средней и большой подвижности);

организованности (игры с правилами и без строгого соблюдения условий).

Детей младшего дошкольного возраста привлекают главным образом игры сюжетные, в которых малыши имитируют несложные жизненные движения. Правила в этих играх часто носят скрытый характер, заключенный в самом содержании изображаемого события или в образе.

Детям старшего дошкольного возраста интересны игры, в которых они могут проявить смелость, ловкость, находчивость.

Спортивные упражнения

Взрослым необходимо развивать у детей интерес к различным видам спорта, поощрять их увлечения. Для этого необязательно отправлять дошкольника в специализированные секции.

Маленький мальчик в шлеме катается на самокате

Упражнения спортивного характера вполне вписываются в обыденную жизнедеятельность семьи. Катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, самокате, плавание, игровые упражнения с предметами (обручи, мячи, кегли) объединяют интересы родителей и детей. Они приносят пользу каждому, кто участвует в таких занятиях.

Простейший туризм

Подобие туризма появляется в жизни дошкольника, если взрослые не просто бывают вместе с ним на природе, а дают первичную информацию о туризме и основных правилах поведения в походах.

Маленькие дети туристы сидят на рюкзаках в лесу смотрят карту

Данное средство физического воспитания активно используется в дошкольных учреждениях. Воспитатели практикуют коротенькие тематические походы: «Тропа здоровья», «Экологическая тропа».

В дополнение к двигательному развитию используются следующие методы:

слухового восприятия, основанные на использовании слова (дошкольники слушают описание маршрута, запоминают нужные команды и пр.);

зрительного восприятия (детям показывают карточки с пиктограммами или рисунками движений, учат использовать флажки и другие метки туристических тропинок);

двигательного восприятия, которые являются специфическими методами и характерны только в области физического воспитания (обучение специальным движениям — как передвигаться по горной тропинке, как пройти по краю ручейка и подобные).

Значение физического воспитания и развития детей

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Работа в этом направлении должна начинаться с раннего детства и продолжаться в течение всей жизни.

Благодаря физическому воспитанию и развитию ребенок овладевает жизненно важными видами движений, которые имеют прикладное значение. Вырабатываются культурно-гигиенические навыки, присваиваются правила безопасного поведения, формируются полезные привычки, появляется организованность, развивается самостоятельность.

В процессе физического воспитания появляются дополнительные возможности для развития морально-волевых качеств, коммуникативных навыков, отношения к труду. Формируется психогигиена, помогающая сохранять и поддерживать психическое здоровье ребенка, основу которого составляет душевный комфорт, необходимый для адекватной поведенческой реакции.

Равновесие психического и физического здоровья, умение владеть своим телом и реакциями, активный образ жизни – это то, благодаря чему ребенок и в будущем сможет гармонично существовать в социуме.

Видео «Физическое воспитание дошкольников»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: