Каковы же возрастные особенности этого этапа развития? Дети на этом этапе интенсивно развиваются физически. Возрастают их познавательные способности и происходит смена социального статуса. Именно возраст 6 — 7 лет считается одним из переходных периодов в развитии ребенка.
Основоположник педагогики, как самостоятельной дисциплины, Я.А.Каменский, выдвинул и обосновал принцип, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» — писал Я.А.Каменский.
Так давайте уточним, какие особенности развития соответствуют возрастному этапу детей 6 — 7 лет
Оглавление
- 1 Социально – нравственное развитие
- 2 Особенности в развитии эмоциональной сферы
- 3 Социальное развитие — особенности общения
- 4 Представления о гендерной принадлежности
- 5 Основной вид деятельности — игра
- 6 Физическое развитие детей — особенности возраста
- 7 Восприятие и развитие умственных процессов.
- 8 Наглядно-образное мышление
- 9 Особенности развития речи
- 10 Интерес к чтению
- 11 Музыкально – художественная деятельность
- 12 Продуктивная деятельность
Социально – нравственное развитие
В возрасте 6-7 лет ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети этого возраста способны давать определения некоторым моральным понятиям. К примеру: «добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека. Социально-нравственные чувства и эмоции у детей достаточно устойчивы.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания:
- может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;
- определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;
- может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
- владеет культурой приема пищи;
- одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.
Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы. И готов оказать элементарную помощь самому себе и другому в подобных ситуациях (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
В основе произвольной регуляции поведения лежат усвоенные правила и нормы. За счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, расширяется мотивационная сфера дошкольников 6 – 7 лет. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Возможность эмоционально оценивать свои поступки напрямую связана с развитием морально – нравственных представлений. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе. И формируется она под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Особенности в развитии эмоциональной сферы
В эмоциональной сфере существенные изменения происходят к концу дошкольного возраста. У детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. Но они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. У детей продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека – сочувствие.
К концу дошкольного возраста у детей формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения. Ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п.
Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Социальное развитие — особенности общения
Общение со взрослыми
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Ребенок по-прежнему нуждается в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве с взрослым. Он стремится, как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились. При встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п.
Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым. А с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Общение со сверстниками
У детей 6-7 лет большую значимость приобретает общение со сверстниками. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п. То есть дети участвуют в ситуациях «чистого общения».
Оно не связанно с осуществлением других видов деятельности. При этом дети могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать между собой.
Но вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения. В общении и взаимодействии дети стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.
Представления о гендерной принадлежности
Так вот в этом возрасте дети уже владеют обобщенными представлениям о своей гендерной принадлежности. Они устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К примеру: одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства.
К семи годам дети испытывают чувство удовлетворения и собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности. Они аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д. Владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин.
К этому возрасту дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью. Проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и взрослых. И у них появляется желание продемонстрировать свои достижения.
Немного истории:
На протяжении многих веков разные народы придерживались представления, что человек — либо мужчина, либо женщин. Третьего было не дано. Сейчас люди тоже часто используют “пол” и “гендер” как синонимы, но это неправильно.
Научный термин “гендер” появился в 1968 году. Американский исследователь, психолог и психоаналитик Роберт Столлер написал книгу “Гендер и пол” (“Gender and sex”), где впервые упомянул пол и гендерную самоидентификацию. Пол определяет, кто человек при рождении, мужчина или женщина, а гендер в процессе жизни определяет мужественность и женственность.
Основной вид деятельности — игра
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Физическое развитие детей — особенности возраста
У детей расширяются представления о самом себе, о своих физических возможностях. Совершенствуются ходьба и бег. Шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. У ребенка отсутствуют лишние движения.
Они уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их и изменяя (произвольная регуляция движений).
В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега. Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении. Способны четко метать различные предметы в цель.
По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками. И способны достаточно адекватно оценивать результаты своего участия. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»)
Дошкольники этого возраста, в силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств, часто переоценивают свои возможности. Они могут совершать необдуманные физические действия, которые повлекут за собой нежелательные последствия.
Восприятие и развитие умственных процессов.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет может различать основные цвета спектра, их оттенки (например, красный и темнокрасный). Так же по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).
То же происходит и с восприятием формы. Ребенок успешно различает, как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности. Например: овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.
При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием, весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание. Это разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.
Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство – слово. С его помощью он анализирует, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи.
Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.
Наглядно-образное мышление
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи. А также обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме. Не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины). Но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака.
По существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам классифицируют изображения предметов. Например, по видовой принадлежности («мебель», «посуда», «дикие животные»).
Возможность успешно совершать такие действия и классификации во многом связана с тем, что на 7-ом году жизни, в процесс мышления,все более активно включается речь.
Использование ребенком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными и теоретическими. Они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу». А изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта. Однако, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мышление мальчиков нацелено на поисковую деятельность и нестандартное решение задач. А девочки ориентированы на результат и предпочитают типовые, шаблонные задания, и отличаются тщательностью их исполнения.
Особенности развития речи
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться со взрослыми и сверстниками. Дети в этом возрасте не только правильно произносят, но и хорошо различают звуки и слова.
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки. Как свои, так и других людей. У них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.
В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения. Так как в 6-7 лет у детей увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу. А также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам задает вопросы, понятные собеседнику.
Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. И с тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства. Такие, как интонацию, мимику, жесты. К семи годам появляется речь-рассуждение.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности. А также планирования и регуляции поведения.
Интерес к чтению
К концу дошкольного детства ребенок формируется, как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации об окружающем мире.
В условиях общения и взаимодействия со взрослым ребенок активно участвует в многостороннем анализе произведения. Ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы.
Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Могут проявлять творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки.
Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений. Примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению.
Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле. И для этого неоднократно могут повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально – художественная деятельность
Музыкально-художественная деятельность ребенка характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла его работы. А также и сознательным выбором средств выразительности. А также достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению в получении знаний о видах и жанрах искусства. Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении. Ребенок может пояснять использование средств выразительности и эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности.
Дошкольники в этом возрасте начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Продуктивная деятельность
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели. Они преодолевают препятствия и не отказываются от своего замысла, который у них становится опережающим. Дети способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные при рисовании изображения становятся похожи на реальный предмет. Он узнаваем и включает множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Рисование
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы нетрадиционного рисования. Могут использовать способы различного наложения цветового пятна. А цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому в рисунке главного.
Лепка и аппликация
Детям становятся доступны приемы декоративного украшения. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению. Также могут передавать характерные особенности знакомых предметов. И используют при этом разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Конструирование
Дети в этом возрасте способны конструировать постройки из разнообразного строительного материала. По схеме, фотографии, собственному замыслу, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Создавать из природного материала фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. Ребенок может конструировать с учетом пространственных отношений и в соответствии с сюжетом, и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам. Могут договариваться со сверстниками, хотя помощь взрослого им все еще нужна.
Дошкольный возраст детей 6 – 7 дет – это период познания окружающего мира, мира человеческих отношений, творчества. А самое главное, это период подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка. Этапу — обучению в школе.
Видео: «Возрастные особенности детей 6 — 7 лет»