Важным этапом в жизни ребенка является возраст от четырех до пяти лет. Это период интенсивного развития и роста детского организма. Именно в данный период совершенствуются познавательные и коммуникативные способности, меняется характер ребенка.
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы. Такие, как память, внимание, восприятие, мышление и многие другие.
Оглавление
Возрастные особенности детей 4 — 5 лет
Физические особенности
Физическое становление в возрасте 4 – 5 лет формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:
- Физические возможности малышей существенно возрастают.
- Заметно улучшается координация и движения ребенка выглядят увереннее.
- Наблюдается развитие навыка моторики.
- У основной части детишек в этом возрасте развивается ловкость и быстрота.
В норме прибавка в росте должна быть от 5 — 7 см. В сесе же — до 2 кг.
Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно — рефлекторные связи.
Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
Возраст 4-5 лет – это возраст развития сенсорных способностей.
Воспитательные меры, направленные на формирование психических процессов, становятся более эффективными. Но, условное торможение нервных процессов ребенка формируется с трудом. То есть, запрет на какое-либо действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. В этом возрасте у ребенка необходимо постоянно закреплять данный процесс.
Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и приучать его к нему. Начать можно с режима дня.
Также, на данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей, от которых зависит поведение и становление личности.
Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания и развития.
Психологические особенности детей 4 — 5 лет
Особенности памяти
Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, что позволяет ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.
Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти. Ребенок 4 — 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.
Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых фигурок для интересной игры или выучить стихотворение в подарок на день рождения мамы.
Данный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
Двигательная память
В этом возрасте значительно изменяется содержание двигательной памяти.
Движения ребенка становятся сложными и включают несколько компонентов. К примеру, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения здесь осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно — двигательного образа.
Роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается. Так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи.
Например, в подвижной игре ребенок выполняет соответствующие основные действия. А также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.
Образная память.
Для возраста 4 – 5 лет характерно наглядно – образное мышление. Действия детей носят практический и опытный характер. В этом возрасте для ребенка очень важна наглядность.
Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение, позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной труд.
Образная память появляется раньше по сравнению со словесной памятью
Для возраста 4 – 5 лет характерно наглядно – образное мышление. Действия детей носят практический и опытный характер. В этом возрасте для ребенка очень важна наглядность.
У детей этого возраста повышается произвольность и устойчивость внимания. Дети могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.
Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает.
Особенности психомоторных навыков
- Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
- Этические представления. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
- Творческие способности. У ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
- Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
- Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
- Усложняется игровая деятельность. Она становится более многогранной, приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают, обижаются.
- Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
- Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания.Они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
- К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность. Они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги. Увлекать детей занимательными играми и познавательными беседами.