Творческие способности, их развитие у детей

Маленькая девочка, стол. рисует,альбом, краски

Творческие способности, их развитие не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Творчество — важная составляющая системы воспитания ребенка. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, поэтому так важно развивать у детей творческие способности.

Всестороннее развитие личности ребенка невозможно без развития творчества и креативности.

Дети любят фантазировать, сочинять, воображать, узнавать что-то новое. Это естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей.

Поэтому важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку и создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству.

Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческих способностей у ребенка требует создания специальных условий:

  • Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  • Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  • Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  • Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  • Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  • Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  • Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  • Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Развитие у детей склонностей к творческим занятиям

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка к творческим занятиям, важно предлагать ребенку, как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное с чего можно начать это – рисование, аппликация и лепка из пластилина.

Все процессы творческие, но далеко не единственные в этом списке. Примером так же могут служить занятия конструкторами, а также, готовые наборы для детского творчества. Занятия рукоделием или оригами.

Разные методики развития творческих способностей помогут ребенку определиться, какие занятия творчеством ему больше по душе.

Занятия для развития творческих способностей и их значение

Рисование

Рисование — это первая художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно.  Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться.

В раннем возрасте рисование способствует развитию мелкой моторики рук. Во время рисования у ребенка задействованы двигательные, зрительные и осязательные анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, память и внимание.

Мальчик, кисть, краски, рисует

Рисование также развивает творческое мышление, потому что во время рисования ребенок создает множество образов. Которые можно изменять по своему усмотрению, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Отлично развивает фантазию и воображение, которые являются важными сторонами жизни ребенка.

Рисование стимулирует развитие восприятия в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения. А также открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал.

Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию мышления. Так как все психические процессы взаимосвязаны и имеют друг на друга взаимовлияние.

Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.

Рисование влияет на развитие речи. В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…»). Это помогает ему их осознавать и лучше координировать свои движения.

Родителям очень важно внимательно слушать рассказы ребенка о своем рисунке, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения. Тем самым взрослый стимулирует развитие связной речи и словарного запаса.

Можно предложить ребенку необычные способы рисования. Вариантов нетрадиционного рисования бесконечное множество.

Это рисование пальчиками, ладошками или ватными палочками. Рисование красками по воде или молоку, рисование по манной крупе. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа. Штамповать с помощью форм и фруктов, рисовать с помощью клея и соли.

Аппликация

Увлекательное занятие для ребенка – это аппликация. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы – это бумага, крупа, глина, ракушки и многие другие. Знакомятся с их свойствами и приобретают навыки работы с ними.

Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Мальчик, цветная бумага, аппликация

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Ребенок знакомится с названиями и признаками простейших геометрических форм, получает представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

А также в процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, на этой основе формируется художественный вкус.

Занятия аппликацией приучают к плановой организации работы, которая здесь особенно важна.

В этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Сначала наклеиваются крупные формы, затем детали. В сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана.

Выполнение аппликации способствует развитию мускулатуры руки и координации движений. Для ее создания необходимо осуществить трудовые действия. А также овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения. Овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином.

Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Лепка

Лепка дает возможность ребенку ощутить себя мастером и творцом. Это один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Лепить можно из пластилина, глины и соленого теста.

Девочка, цветной пластилин

Лепка играет большую роль в развитии ребенка:

  • Это развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие пространственного мышления, понятия о цвете и форме предметов;
  • Развитие творческих навыков и воображения. Малыш придумывает различные новые образы или повторяет знакомые. Он знакомится с разными формами, учится сочетать цвета;
  • Занятия лепкой благотворно и успокаивающе влияют на нервную систему.

Когда ребёнок воспроизводит окружающий мир в деталях, он учится более терпимо относиться к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться.

Творческие способности детей развивать в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями.

Поэтому как можно больше выражайте себя в творчестве. Ребенок, наблюдая за вами, сможет понять свои вкусы и найти свой вид искусства. Поощряйте любую творческую инициативу ребенка.

Даже если ваш ребенок выберет жизненный путь, не связанный с творчеством, знания и ценности, усвоенные в детстве, обязательно пригодятся ему.

Видео: «Развитие творческих способностей у детей»

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: