Оглавление
Восприятие
Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности и сознания, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.
Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Для полноценного сенсорного развития ребенка необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера.
Факторы, влияющие на развитие восприятия
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных детей существенно различается.
Это зависит от следующих факторов:
Наследственности;
Состояния органов чувств;
Развития органов чувств и восприятия.
Задачи сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка первого года жизни.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо представлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления. И также развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное восприятие способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
Сенсорное развитие ребенка 2-4 лет
В этот период жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом, формой предметов, звуками окружающего мира. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы малыш умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Советы родителям: сенсорное развитие детей
От сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном возрасте зависит его понимание пространства. В это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.
Исследуйте мир вместе с ребенком
Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы. Поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.
Играйте с тактильными материалами
Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен.
То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.
Купите пальчиковые краски
Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски интересны дошкольнику в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.
Используйте карточки Домана
Есть много карточек для ребят разных возрастов. С изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя.
Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.
Помогайте в развитие слухового восприятия
Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки. На пользу пойдет все, что не пугает ребенка.
Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «мычит корова», « стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.
Тренируйте память и внимание ребенка
Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, кубик и шапка. Предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками.
Особенности сенсорного развития детей
Сенсорное развитие начинается еще до рождения ребенка, во время формирования его нервной системы. Сразу после появления на свет ребенок учится реагировать на различные стимулы и познавать мир органами чувств. Например, он начинает различать цвета и формы, ощущать текстуру и температуру предметов. А также распознавать звуки и мелодии, ориентироваться в пространстве.
Все это важно не только для чувственного опыта малыша, но и для его когнитивных способностей и эмоционального интеллекта. Сенсорное восприятие помогает развивать внимание, память, мышление, влияет на социализацию и коммуникативные навыки. Например, через зрительные и слуховые ощущения дети учатся понимать эмоции других людей и их невербальные сигналы.
Чтобы этот процесс протекал эффективно, а сам ребенок не испытывал дискомфорта от чрезмерной нагрузки, рекомендуется развивать сенсорные умения постепенно и нативно. А лучше всего в игровой форме. При этом важно задействовать все органы чувств с разных сторон. Например, для слуховой стимуляции пойте ребенку песенки, разговаривайте с ним. Включайте ему музыку и иногда мультфильмы, используйте в играх голос. Так он получает и узконаправленный опыт взаимодействия со звуками, и знакомится с комплексным чувственным познанием. То же самое касается других каналов сенсорного восприятия: зрения, обоняния, осязания, вкуса и положения тела в пространстве.