Человеческий мозг – это самый сложный орган организма человека. И неудивительно, что для его развития требуется не один год. А качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.
Оглавление
Развитие мозга до и после рождения.
Мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется еще в утробе матери. Этот факт накладывает большую ответственность на беременных женщин. Огромное влияние на развитие малыша имеет образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности. Эти научные данные нельзя недооценивать.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела. Поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым. А почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Мягкая зона на голове новорожденного – родничок, ответственна за возможность рождения человека естественным путём и быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается. А перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно и как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации. Ведь синапсы, соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений, формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм. Соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь. А случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации. Учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Гармоничное развитие малыша происходит благодаря балансу между различными активностями. Такими, как развивающими и творческими занятиями, общением со сверстниками и со старшими, игрой со сверстниками и в одиночестве, прогулок на природе и на улице и т.д. Ведь мозг малыша регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. К моменту появления малыша на свет целые зоны мозга и нервные клетки ещё не до конца сформировались.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга малыша, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с мамой. Специалисты по раннему развитию рекомендуют, как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним. Ведь этими несложными действиями мама стимулирует развитие младенца.
Мозжечок
Мозжечок отвечает за развитие движений, участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Многие помнят это еще со школьного курса биологии. Поэтому несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами. Умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Поэтому родителям важно давать своим малышам возможность, как можно больше двигаться, ползать, играть.
Миелинизация нейронов
Давайте представим, что нейроны – это провода организма. То миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальным веществом миелином, позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. И именно из-за незавершенного процесса миелинизации нейронов младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов. А также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. Развивающая среда положительно воздействует на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов. Поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры. Например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации. Для нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Видео:Мозг ребенка и детская психология — интервью с экспертом — детским психологом Сергеем Киселевым