Оглавление
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий. Направлены они на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.
К мелкой моторике относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
Взаимодействует мелкая моторика рук с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
Роль мелкой моторики в развитии детей
Развивать навыки мелкой моторики очень важно. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они будут необходимы ребенку, чтобы одеваться, рисовать и писать. А также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Например, навыки самообслуживания в дошкольном возрасте. Ребенок должен уметь самостоятельно зашнуровывать ботинки, застегивать замки и пуговицы. Мелкие детали мозаики в коробочку сложить. При хорошо развитой мелкой моторике у малыша не возникнет проблем с перечисленными действиями. Его самостоятельность при этом возрастет.
Между мелкой моторикой, речевыми навыками, интеллектом и письмом в детском возрасте прослеживается тесная связь. Дети, у которых хорошо развиты пальчики, начинают лучше и быстрее говорить. Они более ловки в движениях, увереннее ориентируются в пространстве.
В дошкольный период на первое место выходит новая задача – подготовка руки к письму. Первоклассники с развитой моторикой отличаются хорошим качеством письма. И позаботиться о тренировке руки нужно намного раньше, чем ребенок сядет за школьную парту.
Выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Чем больше способов использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия. А результат станет более ощутимым.
Но не следует допускать на занятиях с ребенком переутомления и скуки. Задания должны приносить ребенку радость. Помните, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Именно от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Развитие детской моторики у детей это длительный, беспрерывный процесс. В ходе которого ребенок узнает мир и общается с ним.
Способы развития мелкой моторики у детей
Специальные упражнения, пальчиковая гимнастика, рисование, конструирование, разукрашивание и другие подобные виды занятий способствуют развитию пальцев и кистей рук.
Выполнение творческих заданий мотивирует дошкольников потрудиться руками. Нужно нарисовать, вырезать, приклеить, собрать мелкие детали. Всегда можно найти интересную форму вовлечения ребенка в деятельность. К примеру, не желает малыш рисовать карандашом, позвольте порисовать пальчиками.
Мелкая моторика – это основа развития познавательных процессов. Высокий уровень ее развития свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Это один из главных показателей физической готовности к школе.
Развитие моторики происходит в повседневной жизни и в игре. Перечень занятий и упражнений довольно широк:
лепка из пластилина или слоеного теста;
вырезание ножницами из бумаги;
рисование узоров по образцу;
вязание и вышивание;
шнуровка;
бизиборд с различными тактильными элементами;
разукрашивание готовых картинок или рисунка после обведения по трафарету;
игра: «Нарисуй по точкам», «Найди домик зайчика» и другие;
нанизывание бусин и пуговиц на веревочку;
рисование по трафаретам;
оригами;
графические упражнения, штриховки;
соединение деталей конструктора;
плетение косичек или узоров на специальной доске;
игра: «Необычные буквы», по условию которой ребенку предлагается «написать» буквы в воздухе, на песке, на манке;
сортировка мозаики по ячейкам.
В домашних условиях можно использовать подручный материал. Например: крупы, прищепки, пуговицы, бусины и т.д. При этом необходимо учитывать возраст ребенка
Рисовать задуманное на подносе с манкой, можно сделать дорожки (длинную, короткую), геометрические фигуры, буквы.
В емкости с фасолью, где спрятались мелкие предметы, перебирать ручкой и находить предметы. Пальчики массируются и становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Так же можно развивать мелкую моторику с помощью прищепок, ребенок прикрепляет к солнышку лучики, дождик к тучке, ботву к морковке, иголочки к ежику.
Пальчиковые игры при развитии мелкой моторики
Большую роль в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры.
С помощью игр совершенствуются «тонкие» движения пальцев рук. Детям очень нравятся такие игры. Ребенок пальчиками показывает движения в соответствии с установкой взрослого. Часто используется стихотворный текст. Несколько примеров пальчиковых игр:
«Ручки»Наши ручки замерзают.
Поиграем – ка немножко Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Сильно надо растереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! |
Кулачки крепко прижать друг к другу
Разжать кулачки, хлопать в ладони. Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь. Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки |
«Игрушки»На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. |
попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
поочерёдно загибают пальчики поочерёдно разгибают пальчики попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
«Насекомые»Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Жук – жучок и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. |
Взмахи перекрещенных кистями рук.
На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. «Колечки» — указ. и большие пальцы соединены. Взмахи перекрещенными кистями рук. Тихо кладут руки на стол. |
«Собираем листики»Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет принесем. |
Отгибать пальчики.
Кулачки сжимать и разжимать. Загибать пальчики. Изобразить фонарики. |
«Компот»Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. |
левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
загибают пальчики по одному, начиная с большого опять «варят» и «мешают» |
Благодаря таким упражнениям пальцы и кисти рук задействуют реже участвующие в движениях мышцы, благодаря чему приобретают хорошую подвижность, гибкость, уменьшается скованность движений. Это в дальнейшем облегчит дошкольнику формирование навыков письма.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.
Пальчики ребенка — это тонкий инструмент и «настраиваются» они в течение долгого времени.
Только при систематических тренировках ручки ребенка будут становиться все более умелыми.