Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Маленький мальчик учится завязывать шнурки на развивающей игрушке

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий. Направлены они на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.

К мелкой моторике относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Взаимодействует мелкая моторика рук с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Роль мелкой моторики в развитии детей

Развивать навыки мелкой моторики очень важно. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они будут необходимы ребенку, чтобы одеваться, рисовать и писать. А также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Например, навыки самообслуживания в дошкольном возрасте. Ребенок должен уметь самостоятельно зашнуровывать ботинки, застегивать замки и пуговицы. Мелкие детали мозаики в коробочку сложить. При хорошо развитой мелкой моторике у малыша не возникнет проблем с перечисленными действиями. Его самостоятельность при этом возрастет.

Между мелкой моторикой, речевыми навыками, интеллектом и письмом в детском возрасте прослеживается тесная связь. Дети, у которых хорошо развиты пальчики, начинают лучше и быстрее говорить. Они более ловки в движениях, увереннее ориентируются в пространстве.

В дошкольный период на первое место выходит новая задача – подготовка руки к письму. Первоклассники с развитой моторикой отличаются хорошим качеством письма. И позаботиться о тренировке руки нужно намного раньше, чем ребенок сядет за школьную парту.

Выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Чем больше способов использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия. А результат станет более ощутимым.

Но не следует допускать на занятиях с ребенком переутомления и скуки. Задания должны приносить ребенку радость. Помните, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Именно от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Развитие детской моторики у детей это длительный, беспрерывный процесс. В ходе которого ребенок узнает мир и общается с ним.

Способы развития мелкой моторики у детей

Специальные упражнения, пальчиковая гимнастика, рисование, конструирование, разукрашивание и другие подобные виды занятий способствуют развитию пальцев и кистей рук.

Выполнение творческих заданий мотивирует дошкольников потрудиться руками. Нужно нарисовать, вырезать, приклеить, собрать мелкие детали. Всегда можно найти интересную форму вовлечения ребенка в деятельность. К примеру, не желает малыш рисовать карандашом, позвольте порисовать пальчиками.

Рука ребенка, рисует пальчиками разноцветными красками

Мелкая моторика – это основа развития познавательных процессов. Высокий уровень ее развития свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Это один из главных показателей физической готовности к школе.

Развитие моторики происходит в повседневной жизни и в игре. Перечень занятий и упражнений довольно широк:

лепка из пластилина или слоеного теста;

вырезание ножницами из бумаги;

рисование узоров по образцу;

вязание и вышивание;

шнуровка;

бизиборд с различными тактильными элементами;

разукрашивание готовых картинок или рисунка после обведения по трафарету;

игра: «Нарисуй по точкам», «Найди домик зайчика» и другие;

нанизывание бусин и пуговиц на веревочку;

рисование по трафаретам;

оригами;

графические упражнения, штриховки;

соединение деталей конструктора;

плетение косичек или узоров на специальной доске;

игра: «Необычные буквы», по условию которой ребенку предлагается «написать» буквы в воздухе, на песке, на манке;

сортировка мозаики по ячейкам.

В домашних условиях можно использовать подручный материал. Например: крупы, прищепки, пуговицы, бусины и т.д. При этом необходимо учитывать возраст ребенка

Рисовать задуманное на подносе с манкой, можно сделать дорожки (длинную, короткую), геометрические фигуры, буквы.

Ребенок рисует на манке, насыпанной на разнос

В емкости с фасолью, где спрятались мелкие предметы, перебирать ручкой и находить предметы. Пальчики массируются и становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Так же можно развивать мелкую моторику с помощью прищепок, ребенок прикрепляет к солнышку лучики, дождик к тучке, ботву к морковке, иголочки к ежику.

Девочка играет в игру с прищепками

Пальчиковые игры при развитии мелкой моторики

Большую роль в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры.

С помощью игр совершенствуются «тонкие» движения пальцев рук. Детям очень нравятся такие игры. Ребенок пальчиками показывает движения в соответствии с установкой взрослого. Часто используется стихотворный текст. Несколько примеров пальчиковых игр:

«Ручки»Наши ручки замерзают.

Поиграем – ка немножко

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,

Сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу

Разжать кулачки, хлопать в ладони.

Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.

Греем руки круговыми движениями,

сжимаем и разжимаем кулачки

«Игрушки»На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

поочерёдно загибают пальчики

поочерёдно разгибают пальчики

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

«Насекомые»Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Жук – жучок и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Взмахи перекрещенных кистями рук.

На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца.

«Колечки» — указ. и большие пальцы соединены.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Тихо кладут руки на стол.

«Собираем листики»Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Отгибать пальчики.

Кулачки сжимать и разжимать.

Загибать пальчики.

Изобразить фонарики.

«Компот»Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»

загибают пальчики по одному, начиная с большого

опять «варят» и «мешают»

Благодаря таким упражнениям пальцы и кисти рук задействуют реже участвующие в движениях мышцы, благодаря чему приобретают хорошую подвижность, гибкость, уменьшается скованность движений. Это в дальнейшем облегчит дошкольнику формирование навыков письма.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.

Пальчики ребенка — это тонкий инструмент и «настраиваются» они в течение долгого времени.

Только при систематических тренировках ручки ребенка будут становиться все более умелыми.

Видео «Самая веселая пальчиковая гимнастика»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: