Познавательный интерес у детей

Картинка Дети читают книгу

Важная составляющая познавательной активности — познавательный интерес у детей. 

Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания, наоборот, снижают интерес.

Познавательный интерес у детей

Как зарождается познавательный интерес у детей

Познавательный интерес у детей появляется тогда, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя, пока ребенок не найдет ключики к отгадке.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Дети проводят эксперимент с водо и красками

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?).

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание пазлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго.

 Основные формы проявления интереса у детей:

  • Любопытство. Первичный интерес к предмету или объекту;
  • Любознательность. Желание детально изучить любой предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового;
  • Непосредственно познавательный интерес, который характеризуется появлением задачи или ситуации. И непременно в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно.

Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте

Познавательный интерес ребенка может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать. Но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.

В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дети испытывают чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.

Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.

Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.

Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом.

Например, по дороге из садика, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки.  Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка — это зимняя «спальня» и укрытие для листочка.

В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

 Познавательная мотивация у детей

Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.

Считается, что произвольное внимание у ребенка начинает развиваться уже в 2-3 года. К 4-5 годам ребенок под руководством взрослого может выполнять разного рода действия, требующие сосредоточенности на поставленной задаче. А к 7 годам (то есть к моменту перехода из детского сада в школу) ребенок способен самостоятельно направлять свое внимание туда, куда нужно.

Мальчик за столом играет с развивающей игрушкой развивающие

В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер.

 Условия, необходимые для формирования познавательной мотивации:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
  • Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
  • Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.

Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям.

Роль семьи в формировании познавательного интереса у детей

Роль семьи в развитие познания мира ребенком и его адаптации в жизни огромна. Ребенка интересует все и сразу! Поэтому интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания.

Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания, наоборот, снижают интерес.

Но не стоит загружать голову малыша слишком большой информацией. Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом.

Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене. Говорим о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.

Дети дошкольного возраста стремятся постичь технические и природные загадки. Задают взрослым много вопросов и по возможности проверяют свои догадки опытным путем. Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников.

Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста. Но и регулярно читать с ребенком книги, обогащающие его знания. Рассказывать детям о природных явлениях: почему идет дождь, что такое туман, почему дует ветер, как растут деревья, какие бывают облака и т.п.

Мама с детьми собирает конструктор

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать разные методы, которые помогают удерживать внимание детей.

Что необходимо в развитии познавательного интереса у детей:

  • Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
  • Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
  • Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
  • Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить реб по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
  • Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.

Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: