Познавательная сфера детей раннего возраста

В раннем возрасте большую роль играет познавательная сфера. В процессе познания развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. К началу раннего возраста ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов. А также улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.

Восприятие — основа познавательной сферы

Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.

Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем его мире.

Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности.

Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).

Маленький мальчик собирает пирамидку из цветных колец

Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу. Потому, что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов.

Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. В 2 — 2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы познавательной детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной сферы у детей раннего возраста — это желание не только рассматривать предметы. Но и также действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.

Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками. А также и с признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.

Память и внимание

Память и внимание ребенка в раннем возрасте в основном носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

У детей этого возраста память ещё очень кратковременная. Мир годовалого ребёнка – это «Здесь и сейчас». Он не помнит что происходило вчера. Внимание ребёнка поглощено реальными вещами, людьми, которых он видит в данный момент. Ребёнку нужно несколько раз повторять что-то, чтобы закрепить в памяти.

К 2 годам  ребёнок в состоянии запомнить и выделить большое количество предметов, однако не в состоянии узнать их, если  предметы или человек будут выглядеть иначе, чем он привык их видеть. С детьми нужно больше общаться, играть в игры, развивающие память, так как развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают при активной умственной работе и эмоциональной значимости предмета.

Развитие речи и познавательная сфера

Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи.

Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым, как орудие делового сотрудничества.

Маленький мальчик из кубиков складывает слово "мама"

Кроме того, предметная деятельность, создает основу для получения разнообразных впечатлений. И усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.

Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста

У ребенка продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия. А позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы.

Речь начинает выступать в роли основного средства познания;

Активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4 — 5 до 30 — 40 слов. После года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200 — 1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;

В конце первого года жизни характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое. Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2 — 3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;

Третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности. Возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему). Расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;

Фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить. Развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. Мышление существует в форме манипуляций с предметами. А речь в форме лепета, эмоциональных возгласов. В раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают.

Развитие мышления

Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.

Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением — новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать.

Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Перед ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру.

Ребенок собирает цветные кольца пирамидки

Только с помощью конкретных предметных действий, методом проб и ошибок, ребенок решает мыслительную задачу. При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки. Это приводит к формированию обобщений.

Три ступени в развитии обобщения у детей

Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).

На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.

На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Из всех признаков ребенок начинает  выделять существенные и постоянные, к которым, прежде всего, относятся — общественная функция предмета и способ действия с ним.

Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь. Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формированию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: