В раннем возрасте большую роль играет познавательная сфера. В процессе познания развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. К началу раннего возраста ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов. А также улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.
Оглавление
Восприятие — основа познавательной сферы
Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.
Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем его мире.
Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности.
Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).
Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу. Потому, что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.
От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов.
Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. В 2 — 2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы познавательной детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной сферы у детей раннего возраста — это желание не только рассматривать предметы. Но и также действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками. А также и с признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.
Память и внимание
Память и внимание ребенка в раннем возрасте в основном носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.
У детей этого возраста память ещё очень кратковременная. Мир годовалого ребёнка – это «Здесь и сейчас». Он не помнит что происходило вчера. Внимание ребёнка поглощено реальными вещами, людьми, которых он видит в данный момент. Ребёнку нужно несколько раз повторять что-то, чтобы закрепить в памяти.
К 2 годам ребёнок в состоянии запомнить и выделить большое количество предметов, однако не в состоянии узнать их, если предметы или человек будут выглядеть иначе, чем он привык их видеть. С детьми нужно больше общаться, играть в игры, развивающие память, так как развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают при активной умственной работе и эмоциональной значимости предмета.
Развитие речи и познавательная сфера
Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи.
Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым, как орудие делового сотрудничества.
Кроме того, предметная деятельность, создает основу для получения разнообразных впечатлений. И усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста
У ребенка продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия. А позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы.
Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
Активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4 — 5 до 30 — 40 слов. После года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200 — 1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
В конце первого года жизни характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое. Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2 — 3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;
Третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности. Возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему). Расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
Фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить. Развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. Мышление существует в форме манипуляций с предметами. А речь в форме лепета, эмоциональных возгласов. В раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают.
Развитие мышления
Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением — новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать.
Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Перед ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру.
Только с помощью конкретных предметных действий, методом проб и ошибок, ребенок решает мыслительную задачу. При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки. Это приводит к формированию обобщений.
Три ступени в развитии обобщения у детей
Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).
На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.
На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Из всех признаков ребенок начинает выделять существенные и постоянные, к которым, прежде всего, относятся — общественная функция предмета и способ действия с ним.
Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь. Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формированию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.