Подготовка к школе. Советы специалиста.

Девочка, классная доска, книги

Подготовка к школе.

О подготовке ребенка к школе родители задумываются тогда, чем старше становится их ребенок.Как готовить ребёнка к школе? Когда её начинать и как это делать? Как научить ребенка всему, что необходимо для успешной учёбы? Хватит ли знаний, умений, навыков и способностей? Чему учить ребенка до школы?

Вопросы, которые беспокоят практически всех родителей будущих первоклашек.

Чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу, и у него не было страхов, излишней тревожности к новому для него этапу жизни? Для этого необходима подготовка детей к школьному обучению. Чем больше будет в подготовке положительных моментов, тем менее болезненно пройдёт адаптация в школе.

Советы специалиста. Виды готовности и критерии.

При подготовке к школе детей специалисты в области детской нейропсихологии дают родителям следующие советы:

Важна эмоциональная и социальная готовность малыша к изменению привычного уклада жизни. Ведь ему предстоит оказаться в совершенно новых условиях. А это серьёзное испытание для психики и стресс для малыша.

Ребёнок легче и быстрее адаптируется, если будет:

  • самостоятельным
  • внимательным
  • ответственным
  • организованным
  • усидчивым
  • вежливым

При подготовке к школе родители должны научить ребёнка уметь признавать авторитет взрослых, научить выстраивать диалог с учителем и находить контакт со сверстниками. Поэтому так важно посещать детский сад, кружки или развивающие центры. Ведь только в коллективе совершенствуется навык общения.

Но кроме всего этого ребёнок должен быть достаточно развит интеллектуально.

Часто родители задаются вопросом. Во сколько отдавать малыша в школу? В 6 лет? Или когда малышу исполниться 7?

Если вы видите, что ваш малыш в нужной мере социализирован и много чего умеет, можете отдавать его в школу и до семи лет. Если же вам кажется, что он ещё не готов, то лучше подождать. Чтобы новые условия не стали слишком тяжёлым испытанием для ребёнка.

То, что ребёнок уже освоил письмо, чтение и счёт, вовсе не означает его готовность к школьному обучению. Помимо этих школьных навыков важны, так называемые, регуляторные системы психики, которые достигают зрелости к семи-восьми годам.

Например, способность собрать портфель, «услышать» учителя, сосредоточиться на уроке, распланировать собственную активность при подготовке к школе. Стоит учесть и психофизиологическую зрелость. К примеру, способность кисти к нагрузке, связанной с письмом.

Самое главное, иметь мотивацию к получению знаний.

Что должен знать и уметь ребенок? 

К 6–7 годам ребёнок уже должен владеть базовой информацией:

  • Помнить свои имя и фамилию, возраст и день рождения;
  • Знать домашний адрес, и как зовут маму, папу, их профессии;
  • Требуется знать наизусть несколько стихотворений, уметь запоминать картинки и угадывать их;
  • Считать минимум до десяти, решать простые задачки и загадки,
  • распознавать геометрические фигуры;
  • Выделять общие признаки у предметов и их отличия, уметь работать с ножницами и линейкой.
  • Рисовать чёткие линии и раскрашивать не выходя за контур;
  • Уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных, находить их в разных частях слова;
  • Подбирать слова на любую букву и делить их на слоги;
  • Читать короткие предложения и понимать их смысл, запоминать и пересказывать небольшие истории;
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и высказывать мнение по заданной теме;
  • Владеть связной, фонетически и грамматически правильной речью;
  • Подбирать и произносить слова, выделять звуки, грамотно строить предложения;
  • Чётко и ясно излагать свою мысль.

И конечно, ребенок должен иметь знания об окружающем его мире, знать ответы на простые вопросы. К примеру: смог ответить на вопрос, что относится к живой и неживой природе, назвать времена года и месяцы, диких и домашних животных, и ответить на многие другие вопросы.

Должен ли малыш уметь читать, писать и считать?

Теоретически — нет! Ведь начальная школа была создана именно для обучения детей этим базовым навыкам. Но, как же на самом деле? А на самом деле — должен! Должен уметь читать и писать, и считать тоже! Современные реалии диктуют другие правила. Темп обучения за последние годы очень ускорился.

Сегодня многие родители едва ли не с пелёнок начинают развивать малышей по всем направлениям. В итоге некоторые дети в первом классе уже пишут, считают и бегло читают. Без определённой базы знаний ваш ребёнок может некомфортно себя чувствовать на фоне таких детей.

Как оценить готовность к школе?

С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.

Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей. Или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограниченны.

Собеседование влияет в какой класс ребёнок попадёт. Обычно разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные. От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребёнок попал в сильную среду. Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей. Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.

Начните с того, что снизьте ценность всех вступительных мероприятий для себя, взрослого. Ребёнок «считывает» все сигналы, в том числе, и язык вашего тела. Ребенок чувствует напряжение и тревогу родителей. Если вы упрощаете ценность происходящего для себя, то и для ребёнка это будет не так тревожно.

И ни в коем случае не стоит говорить: «Это очень важно, чтобы ты хорошо отвечал», «Если не ответишь, тебя не возьмут в школу», «Всё теперь зависит от тебя» и т.д. Такого рода формулировки могут вызвать сильную тревогу у ребёнка.

Рекомендации от специалиста:

Обязательно «проиграйте» с ребёнком ситуацию собеседования, в легкой, расслабленной, шуточной форме;

Пусть и ребёнок обязательно побудет тем, кто собеседует. Дайте понять, что ошибиться не страшно;

Также сами ошибайтесь во время разыгрывания сценок, демонстрируйте позитивную стратегию поведения, когда ребёнок укажет вам на ошибку: «Спасибо, теперь я точно это запомню»;

Пробегитесь с ребёнком по предполагаемым вопросам во время прогулки или совместной игры, между делом;

Не заучивайте ответы, просто периодически возвращайтесь к тем вопросам, которые вызывают трудности.

Эти простые советы помогут ребёнку лучше запомнить информацию и воспроизвести ее, когда будет необходимо.

Вне зависимости от результата собеседования похвалите ребенка. Скажите ему: «Какой ты у меня молодец!» Поощрите его игрой, походом в кино, в парк, совместной прогулкой.

Как подтянуть знания ребёнка перед школой?

У большинства родителей не хватает времени и возможностей заниматься с ребенком лично. А может быть и так, что дети не воспринимают маму/папу в качестве педагога, дурачатся и не слушают. Самый распространённый выход в этом случае — дополнительные занятия по подготовке к школе.

Но как правило, такие занятия платные. Они длятся до полугода и включают разные дисциплины. Это очень удобно, если позволяет бюджет и ребёнку требуется комплексное развитие. А если хотите, чтобы всё внимание педагога уделялось только вашему малышу, выбирайте индивидуальные занятия с педагогом.  Правда, это будет стоить подороже коллективного обучения.

Есть ещё вариант — занятия онлайн с помощью образовательных сервисов. Есть программы, с которыми ребёнок научится решать нестандартные логические задачи, тренировать память и смекалку. Даже если родителям придётся самим сидеть рядом с ребенком, процесс обучения пройдёт гораздо веселее и проще. И уж точно без раздражения и слёз.

Можно начать такую подготовку заранее или быстро подтянуть знания перед первым сентября.

Всё, что изучает ребёнок, родителям важно подкреплять практикой. И не в каких-то специально созданных условиях, а в повседневных действиях и в быту. Счёт — во время похода в магазин. Память — во время уборки, зарядки или освоения новых прогулочных маршрутов. Речь — во время бесед, игр и чтения книг.

Наблюдайте, умеет ли ребёнок сравнивать, обобщать, выстраивать причинно-следственные связи в своих действиях с реальными предметами и ситуациями.

Видео: Готов ли ребенок к школе?

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: