Память – это не единый процесс, а сложная система, состоящая из разных видов. Развитие каждого вида памяти важно для успешного обучения и развития ребенка. У детей дошкольного возраста развитие памяти имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию. Это положительно скажется на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.
Память человека принято классифицировать по видам.
Оглавление
- 1 Основные виды памяти. Роль и развитие памяти у детей.
- 2 Кратковременная память
- 3 Долговременная память
- 4 Зрительная (визуальная) память
- 5 Слуховая память (аудиальная) память
- 6 Двигательная (моторная) память
- 7 Эмоциональная память
- 8 Общие рекомендации по развитию памяти у детей
- 9 Видео: «Как тренировать память. Развитие дошкольника в игре»
Основные виды памяти. Роль и развитие памяти у детей.
Кратковременная память
Хранит информацию в течении нескольких минут или секунд.
Роль
Кратковременная память хранит информацию в течении нескольких минут или секунд. Позволяет удерживать информацию, необходимую для выполнения текущей задачи.
Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. Через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Но как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.
Развитие
Игры на запоминание: «Что пропало?», «Помнишь, что было?», «Повтори за мной». Чтение коротких рассказов с последующим пересказом. Заучивание песен, стихов, считалок
Долговременная память
Роль
Роль долговременной памяти – это хранение знаний, умений, навыков, опыта.
Самой важной памятью в становлении человека, как личности считается долговременная память.
Именно благодаря этому виду памяти каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.
Развитие
Регулярное повторение и закрепление изученного материала. Использование ассоциаций, визуализации, схем, таблиц для запоминания. Обсуждение прочитанного, увиденного, услышанного.
Зрительная (визуальная) память
Роль
Роль зрительной памяти – это хранение в памяти увиденных образов. Этот вид памяти помогает ориентироваться в пространстве, узнавать людей и предметы. И также запоминать информацию, представленную в виде картинок, схем, графиков.
Зрительную память относят к образной памяти. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов. И как следствие, при формировании образной памяти участвуют органы чувств.
Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма.
Эйдетизм – способность памяти.
Эйдетизм – это способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через мнемотехники.
Согласно другому определению, эйдетика — способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие или превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.
Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью.
Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве. В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.
При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
Развитие
Игры на поиск отличий, составление пазлов, рисование по памяти. Описание картинок, фотографий, фильмов. Создание ментальных карт, использование визуальных образов для запоминания информации.
Слуховая память (аудиальная) память
Роль
Роль слуховой памяти — хранение звуковой информации, важна для усвоения устной речи, изучения иностранных языков, восприятие музыки.
Слуховая память – это тоже образная память. Связанна она с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание звуков. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий. А также логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.
Развитие
Прослушивания сказок, стихов, музыки с последующим обсуждением. Заучивание стихов, песен, скороговорок. Игры на узнавание звуков. («Что звучало?», «Угадай мелодию»)
Двигательная (моторная) память
Роль
Память двигательная, ее роль — хранить информацию о движениях и действиях, помогает осваивать новые двигательные навыки и автоматизировать уже имеющиеся.
Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложными.
Именно двигательная память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить. А в последующем писать, заниматься определенными видами спорта и водить велосипед.
Развитие
Активные игры, спортивные занятия. Танцы, ритмика. Лепка, конструирование, рисование.
Эмоциональная память
Роль
Этот вид памяти влияет на наше поведение, формирует отношение к людям, событиям и предметам. И также хранит информацию о пережитых эмоциях и чувствах.
Развитие
Обсуждение с ребенком его эмоций и чувств. Чтение художественной литературы, просмотр фильмов с последующим обсуждением эмоций героев.
Общие рекомендации по развитию памяти у детей
Создавайте положительную эмоциональную обстановку во время всех занятий.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его интересы, темп работы
Используйте игровые формы обучения, делайте занятия интересными и разнообразными
Не перегружайте ребенка информацией, давайте ему возможность отдохнуть и переключиться на другую деятельность
Хвалите ребенка за успехи, поддерживайте его интерес к занятиям.
Развитие памяти – это непрерывный процесс, который требует времени, терпения и систематической работы. Однако результат стоит усилий, ведь хорошая память – это залог успешного обучения и развития ребенка.
Видео: «Как тренировать память. Развитие дошкольника в игре»
👍👍👍
Спасибо!!!