Мыслительные операции у детей. Процесс познания.

Мыслительные операции у детей, их освоение связано с формированием у детей качественно нового мышления. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

Мышление – это процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем с помощью мыслительных процессов.

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа, обобщение и сравнение, классификации, систематизации, абстракции и конкретизации,

Мышление и мыслительные операции

Анализ

Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства и характеристики. Он помогает выделить определенные свойства предмета. А их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко. Оно круглое, красное, сладкое, съедобное.

В растении, например, ребенок может выделить корень, стебель, листья, цветы. И в данном случае анализ – это мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Также анализ может быть мысленным выделением в целом его отдельных свойств и признаков. Например, мыс­ленное выделение цвета и формы предмета: мяч синий, круглой формы.

Обобщение

Обобщение – это объединение предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы – яблоко, груша, банан – можно объединить в группу «Съедобные».

Детям иногда бывает труд­но совершить обобщение. Так, как они не всегда умеют выделить не только общие, но и существенные при­знаки предметов или явлений.

Трудности образования общих понятий у детей подробно опи­саны в работе Л. С. Выготского «Мышле­ние и речь». Автор рассказывает об экспериментальном обучении ребенка. Этот ребенок без большого труда усваивает ряд слов: «стол», «стул», «шкаф», «диван», «этажерка». Такой ряд слов он мог бы увеличивать сколько угодно. Но он оказывается не в состоянии усваивать в качестве шестого слова слово «мебель», так как это слово обозначает более общее по отношению к предыду­щим словам понятие. Усвоить слово «мебель» – совсем не то же самое, что прибавить шестое слово к имеющимся пяти. Здесь не­обходимо овладеть отношением общности, приобрести высшее понятие, включающее в себя весь ряд более частных понятий, под­чиненных ему. Тот же самый ребенок легко усваивает ряд слов: «рубашка», «шапка», «шуба», «штаны» – и может легко продолжить этот ряд, но не может усвоить слово «одежда».

Л. С. Выготский приходит к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общ­ности между понятиями вообще недоступны для ребенка.

«Появле­ние первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде обра­зованных понятий, появление первого слова типа «мебель» или «одежда» – не менее важный симптом прогресса в развитии смы­словой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова».

С возрастом у дошкольника изменяется характер обобщений. Ведь с помощью мыслительных операций дети посте­пенно переходят от оперирования внешними признаками к рас­крытию более существенных призна­ков предмета.

Сравнение

Сравнение – тут все просто: предметы и явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Где общий признак – цвет, размер т.п. Это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

К. Д. Ушинский считал мыслительную операцию сравнения основой по­нимания.

Он писал: «…сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления. Всё в мире мы познаем не иначе, как через сравнение… Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет».

Сравнивая предметы или явления, всегда можно заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными.

Например, при сравнительном изучении домашних животных, с точки зрения их пользы для чело­века, выявляется много сходных признаков между ними. Но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

С возрастом ребенок дошкольного возраста, с помощью мыслительных операций, срав­нивает объекты по более многочисленным признакам. Он замечает даже незначительное сход­ство между внешними признаками предметов и выражает раз­личия в слове.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освои­ть операцию классификации.

Классификация

Классификация – это распределение предметов по каким-то признакам. К примеру: можно распределить предметы по форме (круглые и нет); признаку (съедобное или несъедобное). Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.

Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обоб­щающих слов. А также с расширением представлений и знаний об окружа­ющем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту ребенка, тем более точное обобщение он делает.

Ребенок прежде всего выде­ляет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. А уже с возрастом и благодаря мыслительным операциям ребенок может классифицировать предметы в группы. К примеру: дикие и домаш­ние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелет­ные птицы.

Младшие и средние дошкольники выделение классификаци­онных групп нередко мотивируют совпадением внешних призна­ков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»).

Старшие дошкольники не только знают обоб­щающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп. И все это происходит у детей за счет мыслительных операций.

Абстрагирование

Абстрагирование – это когда изучая предмет ребенку необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин – круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств мяча и апельсина можно абстрагироваться.

Процесс абстрагирования, при выделении главного и существенного свойства предмета, вызывает трудность у детей.

Неспособность ребенка к логическому анализу, нередко приводит к ошибочным выводам. И связанны они с тем, что дети судят о предме­тах на основе второстепенных, несущественных признаков. Мышление ребенка конкретно, и процесс абстрагирования представляет для него значительную трудность.

Взрослым необходимо настойчиво учить детей не только выделять главное, но и отказываться от ненужного или второстепенного. Сравнивать какие-либо предметы или явле­ния, сходные в главном. Но отличающиеся друг от друга в частных, второстепенных проявлениях. И при этом четко объяснить ребенку, что здесь существенно, а что нет.

Дети часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Поэтому взрослые не дол­жны довольствоваться тем, что дети правильно вос­производят общие положения. А должны добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, ил­люстрации, конкретного частного случая.

Когда сам взрослый приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, которое ил­люстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.

Конкретизация

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений. А, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего.

Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, которые взрослые дают детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.

Понятие конкретизации применяется к мыслительной операции, дающей возможность мысленно перейти от абстрактного (общего) к единичному. В учебной деятельности примером конкретизации служат математические или грамматические правила, физические законы и т.д.

Мыслительный процесс занимает немаловажную роль в нашей повседневной жизни. С его помощью мы связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой. Отсутствие конкретизации превращают знания в голые и бесполезные абстракции.

Совокупность абстракции и конкретизации в психологии является основным условием истинного понимания действительности.

Доминирующее конкретное мышление, без абстракции может говорить о наличии у человека отклонений в интеллектуальном развитии. Это могут быть легкие формы олигофрении, деменция, эпилепсия и др. Поэтому для общего развития мышления необходимо развивать сначала его конкретную деятельность, присовокупляя к ней и абстрагирование.

Систематизация

Систематизация – расположение предметов в определенном порядке. К примеру: выстроить определенные предметы по размеру. Безусловно в этом вопросе, имеет большое значение наглядный материал. Но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать её развитие на основе прежнего опыта. Умеет обобщать и делать выводы.

Мальчик в очках думает

В возрасте 5 – 7 лет у ребенка «включается логика».

В буквальном переводе с греческого языка «логика» означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению».

Для того, чтобы развивать у ребенка мыслительные операции, а с ними вместе и качественное мышление нужно научить его правильно думать и рассуждать. Но при этом нужно помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определенный уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат, но и обеспечить его информацией об окружающем мире!

Видео: Игры на развитие мышление. Мыслительные операции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: