Мыслительные операции у детей, их освоение связано с формированием у детей качественно нового мышления. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Мышление – это процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем с помощью мыслительных процессов.
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа, обобщение и сравнение, классификации, систематизации, абстракции и конкретизации,
Оглавление
Мышление и мыслительные операции
Анализ
Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства и характеристики. Он помогает выделить определенные свойства предмета. А их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко. Оно круглое, красное, сладкое, съедобное.
В растении, например, ребенок может выделить корень, стебель, листья, цветы. И в данном случае анализ – это мысленное разложение целого на составляющие его части.
Также анализ может быть мысленным выделением в целом его отдельных свойств и признаков. Например, мысленное выделение цвета и формы предмета: мяч синий, круглой формы.
Обобщение
Обобщение – это объединение предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы – яблоко, груша, банан – можно объединить в группу «Съедобные».
Детям иногда бывает трудно совершить обобщение. Так, как они не всегда умеют выделить не только общие, но и существенные признаки предметов или явлений.
Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь». Автор рассказывает об экспериментальном обучении ребенка. Этот ребенок без большого труда усваивает ряд слов: «стол», «стул», «шкаф», «диван», «этажерка». Такой ряд слов он мог бы увеличивать сколько угодно. Но он оказывается не в состоянии усваивать в качестве шестого слова слово «мебель», так как это слово обозначает более общее по отношению к предыдущим словам понятие. Усвоить слово «мебель» – совсем не то же самое, что прибавить шестое слово к имеющимся пяти. Здесь необходимо овладеть отношением общности, приобрести высшее понятие, включающее в себя весь ряд более частных понятий, подчиненных ему. Тот же самый ребенок легко усваивает ряд слов: «рубашка», «шапка», «шуба», «штаны» – и может легко продолжить этот ряд, но не может усвоить слово «одежда».
Л. С. Выготский приходит к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка.
«Появление первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа «мебель» или «одежда» – не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова».
С возрастом у дошкольника изменяется характер обобщений. Ведь с помощью мыслительных операций дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных признаков предмета.
Сравнение
Сравнение – тут все просто: предметы и явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Где общий признак – цвет, размер т.п. Это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
К. Д. Ушинский считал мыслительную операцию сравнения основой понимания.
Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы познаем не иначе, как через сравнение… Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет».
Сравнивая предметы или явления, всегда можно заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными.
Например, при сравнительном изучении домашних животных, с точки зрения их пользы для человека, выявляется много сходных признаков между ними. Но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много различий.
С возрастом ребенок дошкольного возраста, с помощью мыслительных операций, сравнивает объекты по более многочисленным признакам. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.
Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации.
Классификация
Классификация – это распределение предметов по каким-то признакам. К примеру: можно распределить предметы по форме (круглые и нет); признаку (съедобное или несъедобное). Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.
Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов. А также с расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту ребенка, тем более точное обобщение он делает.
Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. А уже с возрастом и благодаря мыслительным операциям ребенок может классифицировать предметы в группы. К примеру: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.
Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»).
Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп. И все это происходит у детей за счет мыслительных операций.
Абстрагирование
Абстрагирование – это когда изучая предмет ребенку необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин – круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств мяча и апельсина можно абстрагироваться.
Процесс абстрагирования, при выделении главного и существенного свойства предмета, вызывает трудность у детей.
Неспособность ребенка к логическому анализу, нередко приводит к ошибочным выводам. И связанны они с тем, что дети судят о предметах на основе второстепенных, несущественных признаков. Мышление ребенка конкретно, и процесс абстрагирования представляет для него значительную трудность.
Взрослым необходимо настойчиво учить детей не только выделять главное, но и отказываться от ненужного или второстепенного. Сравнивать какие-либо предметы или явления, сходные в главном. Но отличающиеся друг от друга в частных, второстепенных проявлениях. И при этом четко объяснить ребенку, что здесь существенно, а что нет.
Дети часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Поэтому взрослые не должны довольствоваться тем, что дети правильно воспроизводят общие положения. А должны добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного случая.
Когда сам взрослый приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, которое иллюстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.
Конкретизация
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений. А, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего.
Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, которые взрослые дают детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Понятие конкретизации применяется к мыслительной операции, дающей возможность мысленно перейти от абстрактного (общего) к единичному. В учебной деятельности примером конкретизации служат математические или грамматические правила, физические законы и т.д.
Мыслительный процесс занимает немаловажную роль в нашей повседневной жизни. С его помощью мы связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой. Отсутствие конкретизации превращают знания в голые и бесполезные абстракции.
Совокупность абстракции и конкретизации в психологии является основным условием истинного понимания действительности.
Доминирующее конкретное мышление, без абстракции может говорить о наличии у человека отклонений в интеллектуальном развитии. Это могут быть легкие формы олигофрении, деменция, эпилепсия и др. Поэтому для общего развития мышления необходимо развивать сначала его конкретную деятельность, присовокупляя к ней и абстрагирование.
Систематизация
Систематизация – расположение предметов в определенном порядке. К примеру: выстроить определенные предметы по размеру. Безусловно в этом вопросе, имеет большое значение наглядный материал. Но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать её развитие на основе прежнего опыта. Умеет обобщать и делать выводы.
В возрасте 5 – 7 лет у ребенка «включается логика».
В буквальном переводе с греческого языка «логика» означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению».
Для того, чтобы развивать у ребенка мыслительные операции, а с ними вместе и качественное мышление нужно научить его правильно думать и рассуждать. Но при этом нужно помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определенный уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат, но и обеспечить его информацией об окружающем мире!