Мелкая моторика — это способность контролировать движения мелких мышц рук и пальцев для выполнения точных и уточненных движений. Этот навык является важной составляющей развития детей, поскольку он необходим для таких повседневных задач, как письмо, застёгивание пуговиц, использование приборов для еды и др.
К мелкой моторике относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
Оглавление
Мелкая моторика — ее роль в развитии детей
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно стимулировать различными играми и упражнениями. Например, использование пластилина и лепка из него, игра с конструкторами, рисование кисточкой и мелкими предметами, нанизывание бус и многое другое.
Также важно помнить о том, что мелкая моторика хорошо развивается при формировании моторной активности у детей. Поэтому интегрируя физические упражнения и активные игры в повседневную жизнь ребенка, можно способствовать его моторному развитию и улучшать моторику.
Мелкая моторика – это основа развития познавательных процессов. Высокий уровень ее развития свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Это один из главных показателей физической готовности к школе.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста играет важную роль в их обучении и подготовке к школьной жизни. Поэтому родители и педагоги должны уделять должное внимание этому аспекту. И поощрять детей к активному участию в специально подготовленных для этого упражнениях и играх.
В дошкольный период на первое место выходит новая задача – подготовка руки к письму. Первоклассники с развитой моторикой отличаются хорошим качеством письма. И позаботиться о тренировке руки нужно намного раньше, чем ребенок сядет за школьную парту.
Развитие детской моторики у детей это длительный, беспрерывный процесс. В ходе которого ребенок узнает мир и общается с ним.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
- Игры с пластилином или тестом для лепки.
- Рисование кисточкой, мелкими предметами или пальцами.
- Нанизывание бус или мелких предметов на нитку.
- Игры с конструкторами или пазлами.
- Вырезание из бумаги фигурок.
- Манипуляции с мелкими предметами (например, застёгивание пуговиц, собирание конструктора).
- Упражнения по координации рук и глаз: разливание воды, игра в ловкость пальцев.
- Тренировки пальчиков в виде массажа или упражнений.
- Вязание, вышивание, вязание макраме.
Все перечисленные способы помогут не только развить моторику у детей, но и сделать это процессом интересным и захватывающим для них.
Мелкая моторика и высшие свойства сознания
Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания, такими как внимание, память, мышление, воображение и т. д.:
- Внимание: Развитие мелкой моторики требует концентрации внимания на выполнении точных и уточненных движений. Что способствует развитию способности к сосредоточенности и улучшению внимания у детей.
- Память: Освоение новых навыков и движений, связанных с мелкой моторикой, помогает улучшить механизмы запоминания. И воспроизведения информации в памяти.
- Мышление: Работа с мелкой моторикой требует от детей анализа и планирования действий. Что способствует развитию логического и творческого мышления.
- Воображение: Игры и упражнения по развитию мелкой моторики могут стимулировать воображение. А также и фантазию у детей, помогая им развивать креативные способности.
- Речь. Между мелкой моторикой, речевыми навыками, интеллектом и письмом в детском возрасте прослеживается тесная связь. Дети, у которых хорошо развиты пальчики, начинают лучше и быстрее говорить. Они более ловки в движениях, увереннее ориентируются в пространстве.
Таким образом, развитие мелкой моторики не только способствует формированию конкретных навыков. Но и оказывает положительное влияние на высшие психические функции детей, способствуя комплексному развитию личности.