Логическое мышление, как развивать его у детей. Ведь дети уже к пяти годам обычно перестают искать ответ на простые вопросы типа «почему?». Их начинают интересовать более глубокие причинно-следственные связи, и такой интерес порой вызывает затруднения у взрослых.
Развитие детей дошкольного возраста в этот период характеризуется многими навыками и определенными умениями. Обычно ребёнок осваивает счет до десяти и способен к простейшим вычислениям. Многие умеют читать по слогам, писать печатные буквы. Несложные нормы поведения (за столом, в транспорте) также должны быть уже твердо усвоены. К тому же маленький человек уже является частью социума, поскольку умеет взаимодействовать с окружающими.
Оглавление
Логическое мышление. Показатели развития у детей.
Развитие ребёнка в сфере именно логического мышления определяется следующими показателями:
- ребенок делает правильные логические умозаключения;
- умеет исключать из предложенного множества ненужный предмет;
- из группы объектов ребенок выбирает схожие по какому — либо признаку;
- составляет рассказ по изображениям (картинкам), может придумать финал истории;
- понимает разницу между теорией и практикой;
- может применить свои знания.
Игры на развитие у детей логического мышления
Существует много разнообразных средств развития ребёнка, в том числе и игры для совершенствования логического мышления. Они могут иметь вид карточек. Головоломки, ребусы, лабиринты и многого другого.
Настольные игры.
Настольные игры, развивающие логику, будут интересны не только ребёнку, но и взрослым. Различные викторины, паззлы и мозаики лучше всего подходят для развития у детей дошкольного возраста внимательности и логического мышления.
Графические игры
Представляют собой определенные задания по поиску нужного предмета, геометрической фигуры, разукрашиванию. Такая деятельность отлично развивает внимание, логику и память. Помощь родителей при этом минимальна, поскольку в этом возрасте ребёнок способен сам справиться с поставленной задачей.
Речевые игры
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Основная задача таких игр – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Такие игры активизируют логическое мышление, заставляя ребёнка думать самостоятельно.
Поводом для развития речи может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» — ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию логического мышления.
Головоломки
Также всерьез увлекают дошколят, попутно активизируя их память и прочие мыслительные процессы. Развивают у детей логическое мышление. Поиск отличий на картинках или выхода из сложного лабиринта, разгадывание ребусов эффективно способствуют развитию у ребёнка логики и памяти.
Для детей издается множество специальной литературы, направленной на развитие у ребёнка именно логического мышления. Яркие интересные книги с заданиями по поиску предметов, продолжению или составлению историй по картинкам. Они не только поспособствуют совершенствованию логики, но и надолго увлекут малыша.
Карточки на правильные логические умозаключения:
Предложите ребенку рассмотреть карточку. Назвать, какие предметы изображены на карточке. Подумать и сказать какой предмет лишний и почему он так думает.
Упражнения на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет.
«Подружи предметы»
Для выполнения упражнения необходимо приготовить: пары предметов, имеющие общий признак. К примеру: карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша и т.п.)
Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее». Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.
«Что за чем?»
Приготовьте: карточки с рисунками, по которым можно проследить временную последовательность событий (яйцо, цыплёнок в скорлупке, подросший цыплёнок, курица)
Скажите ребёнку: «Разложи карточки по порядку, чтобы было понятно, что было вначале, а что — потом». Затем можно попросить его закрыть глаза и в это время переставить 2 картинки местами. Пусть попробует найти ошибку.
«Разложи по чемоданам»
Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.
Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».
Когда дошкольник поймет принцип этой игры, предлагайте ему уже по 10 предметов, которые можно разделить на группы (съедобное— несъедобное, круглое — квадратное) и 2 коробочки. Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.
«Угадай и придумай»
Приготовьте: забавные загадки, в которых четко выделены признаки предмета.
Скажите ребёнку: «Серый, зубастый, по полю рыщет, ягнят ищет». Кто это? В основе таких загадок лежит выделение существенных признаков предмета. Например, в загадке про замок выделен его функциональный признак: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», а в загадке про волка — его внешние черты и повадки: Полезно как отгадывать, так и придумывать свои собственные загадки.
«Подбери предмет»
Приготовьте: мяч
Скажите ребёнку: «Я назову признаки, а ты подбери к ним предмет» «Большой красный… — шар», «Белое легкое… — платье», «Быстрый звонкий… — ручей». Мяч можно как кидать друг другу, так и перекатывать, сидя на полу.
Логику развивают все игры с мячом, которые направлены на анализ признаков предмета: «Съедобное — несъедобное», «Большой — маленький». В игре «Продолжи предложение» ребенок подбирает признак к предмету: «Чай горячий, а снег… — холодный», «Перышко легкое, а штанга… — тяжелая».
«Помоги Неумейке»
Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить. К примеру: мяч и апельсин.
Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи. Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить. Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть ли тут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).
«Кто и что?»
Приготовьте: несложные логические задачки, подходящие ребенку по возрасту. Можно сделать к ним простые рисунки.
Скажите ребёнку: «Паша старше Димы, а Дима старше Пети. Кто из детей младше всех?» или «Маша, Лена и Оля пошли в магазин и купили мяч, апельсин и хлеб. Кто из девочек что купил, если известно, что Маша купила не съедобное, а Лена — не круглое?» Если малышу трудно воспринимать только на слух, он сам может сделать рисунок к задачке.
Логические задачки бывают разной сложности. Если ребенку ещё нет 5 лет, начинайте с самых простых:
«Покажи мне некруглый предмет»,
«Посмотри на ленточки и скажи, какая из них не желтая? А какая — не широкая?»,
«Было три карандаша: красный, синий и зеленый. Какой из карандашей самый короткий, если это не синий и не зеленый?»
«Цветочки»
Приготовьте: картонный квадрат 20×20 см, разлинованный на 9 равных квадратов (по 3 в каждом ряду) и 4 картонных цветка (красный, синий, желтый, зеленый).
Скажите ребёнку: «Картонный лист — это полянка. У полянки есть 4 угла, покажи их. 4 стороны — покажи их. Еще есть три ряда: верхний, средний и нижний. А также три столбика: левый, средний и правый.»
Суть игры в том, чтобы ребёнок раскладывал цветочки на полянке, выполняя заданные взрослым условия:
1. Положить на полянку 4 цветка так, чтобы все они находились по углам, а красный цветок был не в верхнем и не в правом углу.
2. Разместить цветочки на полянке так, чтобы они были не в углах, а синий цветок находился напротив желтого.
3. Положить красный, синий и жёлтый цветы так, чтобы красный оказался между синим и жёлтым, а жёлтый цветок был не внизу.
Совершенствуя логическое мышление, родители делают неоценимый вклад в воспитание своего ребёнка. Развивающие логику игры — не только увлекательное занятие, но и подготовка к школе. Умение мыслить логически очень пригодится ребенку на школьных занятиях. Именно поэтому необходимо уделять достаточно внимания играм и упражнениям с детьми. И также направлять все силы на гармоничное и эффективное развитие детей.