Развивать креативность с детства! Какой родитель не хочет, чтобы его дети стали успешными и востребованными!? Ведь распространенным является мнение, что креативное мышление в будущем поможет найти достойное место практически в любом деле.
Сегодня сплошь и рядом звучат призывы к развитию креативности с детства. Практически все развивающие центры и детские сады обращают особое внимание на формирование креативности. Предлагают разнообразные программы для детей начиная с раннего возраста.
Внимание к данной способности в России значительно выросло начиная с 90-х годов. Когда впервые заговорили о необходимости развития креативности уже в дошкольном возрасте.
По мнению американского психолога Дж. Гилфорда креативность представляет собой совокупность способностей, содействующих успешному творческому мышлению.
А чтобы творчески мыслить, не обязательно рождаться талантливым гением. Креативное мышление — навык, который поддаётся тренировке.
Что же такое креативное мышление? Развитие креативности – основные акценты? Преимущества развития креативности, что они могут дать ребенку?
Оглавление
Что такое креативное мышление?
Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.
Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.
Развитие креативности у детей
Развитие креативности у детей предполагает достаточный уровень не только воображения, но и логического мышления, внимания, а также речи.
Доказано, что креативность помогает находить нестандартные, творческие варианты решения любых проблем. Стимулирование развития способностей откроет перед ребенком перспективы успешного преодоления трудностей в различных областях. Он будет воспринимать любую жизненную проблему или неурядицу всего лишь в качестве очередной задачи, которую необходимо решить. Будет способен проанализировать ее условия и найти оптимальные ресурсы для достижения наилучшего результата.
То есть польза от развития креативности куда шире успешности в выбранной профессии. Но главное – вовремя и правильно сориентировать своего ребенка в нужном направлении. Ведь такие способности, хотя и свойственны всем нам от рождения, могут не получить развития из-за влияния стереотипов и стилей воспитания.
Чтобы этого не произошло, недостаточно отдать ребенка на занятия по развитию креативности. Родителям нужно будет измениться самим. Настроиться на творческую волну и трансформироваться вместе со своим малышом.
Основные акценты развития креативности
Большинство творческих задач основано на противоречиях, как проявлении несоответствия различных требований. И предъявляются они к чему-либо.
Примеры противоречий:
знаю, что делать, но не знаю, как;
за счет улучшения одного свойства предмета ухудшится другое его свойство;
принятие решения приведет к возникновению новой проблемы.
Дети нуждаются в стабильности, которая возможна только в рамках понятных для них ситуаций. И потому они особенно чувствительны к подобным противоречиям, инстинктивно уходят от них.
Одна из задач взрослого – научить ребенка не бояться противоречий, вызвать интерес к ним и уверенность в возможности любого разрешения.
Кроме того, родителям предстоит выработать у ребенка умение анализировать все находящиеся в его распоряжении ресурсы. И использовать для решения конкретной проблемы необходимые из этого арсенала.
Одной из технологий по развитию креативности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Элементами данной теории пользуются в некоторых детских садах.
Литературы в этом направлении достаточно. Задача взрослого – выбирать упражнения, соответствующие возрасту ребенка. Сейчас достаточно изобретательских задач, адаптированных к дошкольному возрасту. А развивающие центры предлагают целые программы по развитию креативности начиная уже с двух лет.
Творческое мышление
Креативность неразрывно связана с творчеством. Однако эти понятия не стоит употреблять в качестве синонимов.
Для совершенствования творческого мышления необходимо создать соответствующие условия:
физические (наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту);
социально-эмоциональные (ощущение ребенком чувства внешней безопасности: его творческие проявления не должны получать какой-либо отрицательной реакции со стороны взрослых);
психологические (ощущение ребенком чувства внутренней безопасности: поддержка творческих начинаний со стороны взрослых, поощрение);
интеллектуальные (приемы действий с проблемными задачами, которые усваиваются в процессе решения последних).
К условиям можно отнести также сотрудничество со взрослыми в процессе творческой деятельности. А для этого родителям необходимо снизить собственную психологическую инерцию как устойчивую систему шаблонов и условных рефлексов. Ряд ученых утверждает, что креативность достигает пика к пяти годам (98–100%), к подростковому возрасту она снижается до 30%, к пятнадцати годам – до 12–15%, креативность взрослых редко превышает 5–7%.
И одной из причин этого является как раз нарастающая психологическая инерция, т.е. наработанные годами шаблоны мышления и действий. Ее снижению поможет решению простейших, на первый взгляд, задач.
Советы родителям
Можно начать с ежедневных дел:
приготовьте из имеющихся дома продуктов новое блюдо;
чистите зубы или даже пишите другой рукой;
в течение недели добирайтесь до работы каждый раз новым путем;
попробуйте незнакомые вам виды деятельности, например, посещайте какие-нибудь курсы;
сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в квартире;
решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.
Примеры задач и игр на развитие креативности
Задачи на разрешение явных противоречий (шкаф должен быть одновременно и большой, и маленький; стул одновременно для маленьких и взрослых; лодка должна быть и узкой, и широкой).
Игра «Робинзон Крузо» (как выжить, если у тебя только миллион удочек; тысяча лампочек; сто коробок жевательной резинки).
Игра «Идеальный конструктор» (собираем из подручных средств или только из круглых предметов).
Найти общее между предметами, элементами одной системы (руки и ноги), однородными системами (дерево и куст), разными системами (лампочкой и крокодилом).
Упражнение «Фантастическое сложение и вычитание» (стол + стул; дом + колеса; стул – ножки; дом – стена).
Выделение объекта или его части и помещение в чуждую среду (обезьяну – на север; рыбу – на дерево).
Игра «Беседа о картине» (выберите картину со сложным сюжетом с действием и обсудите, что и почему делают люди, изображенные на ней, чего не хватает для полноты сюжета).
Упражнение «Что делать с…» (берем любой предмет, например, стакан, и пытаемся найти как можно больше вариантов, что с ним можно сделать).
Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация и т.п.).
Изображение абстрактных явлений (любовь; бедность; крик).
Игра «Крокодил» (один игрок изображает с помощью мимики и жестов животное, чувство, предмет, остальные пытаются отгадать).
Главная задача развития креативного мышления
Главная задача развития креативного мышления – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие.
И тогда сам ребенок будет просить вас придумать вместе и с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. И в процессе практики вы будете получать все больше вариантов ответов.
Все это будет развивать внимательность ребенка, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми!