Фонематический слух у детей

Девочка, рука, ухо, слух

Фонематический слух играет очень важную роль в развитие речи и языковых навыков у детей дошкольного возраста. Фонематический слух представляет собой способность различать и анализировать звуки в словах, что является основой для формирования навыков чтения и письма.

Что же такое фонематический слух?

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три.

  • Физический слух. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены и т.д.
  • Музыкальный слух. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться пением и прекрасной музыкой.
  • Речевой слух. Этот слух имеет особенное значение. Благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. А вот если быть более точным, в речевом слухе содержится еще один слух– фонематический. Необходим он для того, чтобы человек овладел фонематической системой, можно сказать «кодом» языка.

Дети усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Детям, например, очень трудно различать звучание парных фонем: б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.

Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: «коза» — «коса», «башня» — «басня», «жить» — «шить», «балка» — «палка», «грот» — «крот» и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл меняется!

Умение сосредоточиться на звуке ­– очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать, дифференцировать фонемы на слух.

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха начинается в раннем возрасте.  Интонационный рисунок родной речи дети начинают усваивать ещё до рождения. И только к четырём годам ребенок умеет распознавать и анализировать звуки в словах.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни:

  • на третьей неделе малыш должен проявлять внимание на резкие звуки;
  • в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам;
  • в три месяца малыш без труда должен отыскивать взглядом источник звука, реагировать на него улыбкой и оживлением;
  • с четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам;
  • к полугоду малыш должен различать свое имя и реагировать на него;
  • к концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые родителями слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, дети уже могут различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш может определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых. Но собственное произношение контролировать еще не может.

Третий год жизни: Происходит самое важное достижение. Это возможность самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. И если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Он становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух в собственном произношении. Что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ — это умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у родителей возникли опасения, что у их малыша недостаточно сформирован фонематическое восприятие, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста является ключевым моментом в их языковом развитии и необходимо уделять этому внимание и время в процессе обучения и воспитания.

Нарушение фонематического слуха. Что делать?

Маленький ребёнок не может управлять своим слухом и не может сравнивать свои звуки. Его можно и нужно этому научить. И особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Сформированное у ребенка фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков. А также правильной слоговой структуры слов и успешного освоения письма и чтения.

Если этого не происходит, то малыш может плохо говорить и воспринимать речь на слух. А затем может делать множество ошибок в построении форм слов, образовании фраз и орфографии. Именно поэтому, когда ребенок идет в школу, могут начаться проблемы с пониманием новых знаний.

Причинами нарушения звукового восприятия могут стать:

  • отсутствие общения с ребёнком;
  • заболевания органов слуха;
  • черепно-мозговые травмы и другие серьёзные заболевания;
  • нарушения центральной нервной системы.

Риск нарушения фонематического слуха будет ниже, если:

  • с ребёнком правильно и чётко разговаривать;
  • выделять слоги и растягивать гласные
  • избегать сленга и искажений слов,
  • читать и рассказывать ребенку сказки и стихи

Для выявления истинной причины нужна консультация специалистов: невролога и логопеда.

Исправляем дефекты речи. Идем к логопеду.

Логопед — это специалист, который исправляет дефекты речи.

девочка занимается с логопедом

 

Однако нарушения речи могут быть по различным причинам: от неумения правильно произносить звуки до заболеваний центральной нервной системы.

Поэтому логопеду приходится работать в связке с остальными специалистами, выявлять причины и устранять их. Логопед не только работает над постановкой звуков, но и учит связно рассказывать, выстраивать процесс повествования.

Консультация у логопеда проходит только с согласия родителей. А они иногда и не подозревают о наличии у малыша проблем. Возможно, некоторые звуки кажутся нормальными, но на самом деле отклонения есть. И причины могут быть совсем не безобидными. Поэтому рекомендуется посещать логопеда даже без видимых отклонений в речи.

Если вовремя не обратиться к специалисту, проблемы будут усугубляться. Будучи школьником ребенок начнёт испытывать трудности в русском и иностранном языках. И, как следствие, не будет усваивать информацию на уроках, что приведёт к отставанию от одноклассников.

Для развития фонематического слуха у детей можно использовать различные игры и упражнения. Например, можно просить детей выделять определенные звуки в словах, составлять рифмы, играть в звуковое лото и т.д. Такие занятия помогут улучшить слух у детей и повысить их языковую грамотность.

Как развивать фонематический слух? Игры – от простого к сложному.

Система проведение игр построена по принципу от простого к сложному.

Первый уровень — узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  •  «Угадай, что звучало?». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
  • «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
  • «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
    Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
  • «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
  •   «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

  • «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит.
  •  «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
  •  «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень – игры на различение сходных по звучанию слов.

  • «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  • «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень — различение слогов.

  • «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
  • «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и др. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень — различение звуков.

  • Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
  •   «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.

  • «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  •   «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
  • «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак).

Совет родителям!

Если вы будете уделять внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения. А в дальнейшем чтения и письма.

Игры с ребенком позволят вам самостоятельно и продуктивно помочь овладеть родным языком. А также избежать возможных трудностей и возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Видео: Советы логопеда. Развитие фонематического слуха у детей.

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: