Эмоциональный интеллект у ребенка

Эмоциональный интеллект – это умение отследить свои эмоции, а также чувства окружающих. Дети с развитым эмоциональным интеллектом эффективно общаются, откровенны и непосредственны, отличаются оптимистичным характером, легко осваивают новые сферы.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:

  • эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
  • управлять своим поведением
  • быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи.

Влияние эмоций на социальное развитие ребенка сложно переоценить: именно от них зависит отношение ребенка к окружающему миру. Контроль над выражением своих эмоций поможет ребенку научиться понимать себя и окружающих, найти свое место в жизни и быть счастливым.

Структура эмоционального интеллекта

Впервые об эмоциональном интеллекте (в том числе и детском) психологи заговорили в 90-х гг. Сегодня к нему относятся, как к значимой части гармоничного развития личности. Эмоциональный интеллект растёт естественным образом, когда взрослые заботятся и общаются с ребёнком. Но иногда от родителей требуется больше сил, времени и внимания, чтобы познакомить малыша с эмоциональной сферой.

Эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов:

  • Внутриличностный. Говорит об управлении собой и подразумевает уверенность человека, гибкость и пытливость мышления, оптимизм и активность.
  • Межличностный. Показывает умение строить и контролировать отношения с другими. И позволяет быть открытым в общении, коммуникабельным, уважительным.

В эмоциональном интеллекте 4 основных компонента: восприятие, понимание, управление, использование.

То есть человек распознаёт собственные эмоции по позе, голосу, мимике и жестам. Определяет причины их появления и свои истинные желания. Умеет эмоцию подавить или направить в нужное русло. Использует эмоции для активизации работы мозга и развития в себе креативности.

Тоже справедливо и в общении: социальные навыки включают эмпатию, способность слушать собеседника. И по необходимости убеждать его в своей точке зрения.

Признаки низкого эмоционального интеллекта:

  • Частые капризы и истерики;
  • Неспособность воспринимать критику в свой адрес;
  • Отсутствие сочувствия даже при сильной физической боли и явном расстройстве собеседника (или персонажа в книге/фильме);
  • Сильная подверженность чужому мнению;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Неумение ответить на вопрос, что чувствуешь в тот или иной момент;
  • Постоянное перекладывание ответственности за происходящее на других людей или обстоятельства;
  • Избегание разговоров об эмоциях и конфликтных ситуациях;
  • Проявление агрессии в спорах и ссорах, частые переходы на личности, использование оскорблений и унижений;
  • Высокая тревожность и драматизация событий: небольшие неудачи воспринимаются, как трагедии вселенского масштаба.

Помогайте ребёнку определить собственные чувства

Не спешите вытирать слёзы или потакать капризам ребенка. Сначала опишите детскую эмоцию, чтобы ребёнку было легче узнать самого себя. Скажите ребенку: «Я вижу, ты злишься», «Я разделяю твою обиду», «Понимаю, как ты расстроен(а)».

Дополнительно для наглядности и развития эмпатии можно добавлять образы животных. Например, скажите: «Ты боишься, как слоник при виде мышки». Но не оценивайте при этом эмоции как плохие или хорошие. Просто называйте их вслух без насмешек и подтрунивания и позволяйте ребёнку выражать их в уважительной и вежливой форме.

Иногда дети путают вторичные и первичные эмоции. К примеру, испытывают стыд от страха и говорят именно о вине и стеснении, а не о том, что пугает. Поначалу для диагностики эмоционального состояния вы можете задавать маленькому ребёнку вопросы с выбором: «Тебе сейчас скучно или весело?», «Ты любишь или ненавидишь?».

Постепенно выбор этот можно усложнять, предлагая в качестве вариантов смежные эмоции: «Ты грустишь или скучаешь?», «Ты радуешься или ты в восторге?». Затем можно переходить к открытому вопросу «А что ты чувствуешь?».

Чтобы вывести ребёнка на разговор о чувствах уже после случившегося, можно поговорить о том, что происходило в течение дня. И какие эмоции у ребенка вызывали происходящие события. При этом упоминайте телесные знаки и мимику: «Я видел(а), как у тебя затряслись губы», «У тебя дрожали коленки от страха». Если вы говорите о событиях в детском саду или в школе, старайтесь обсуждать не только эмоции, но и мотивы, поступки, ценности. Пусть ребёнок учится ставить себя на место другого человека и анализирует чужие реакции и действия.

Не обесценивайте и не подавляйте эмоции ребёнка.

Откажитесь от стереотипов про не плачущих мужчин, скромных и тихо смеющихся девочек и т.д. В противном случае дети начинают испытывать стыд за радость, страх, злость и т.д. Сдерживание таких сильных эмоций нередко приводит к расстройствам и неврозам во взрослом возрасте. Помните, что даже отрицательные эмоции способны принести ребёнку пользу: гнев, к примеру, усиливает аналитические способности и навыки аргументации.

Говорите с детьми о своих эмоциях

Если сильную эмоцию испытывает родитель, а не ребёнок, её также надо озвучить, спокойно и максимально понятно. Прежде всего, это касается негативных эмоций, связанных с детьми: например, вы расстроены от плохой оценки в школе или испытываете боль от удара во время игры.

Но о положительных эмоциях тоже нужно говорить. Поэтому напоминайте ребёнку почаще, как вам нравится проводить с ним время.

В целом, психологи не советуют скрывать от ребёнка свои эмоции, даже если они его не касаются. Проговаривайте вслух, что устали на работе, разозлились на начальника и т.д. Когда вам сложно объяснять эмоции на собственном примере, используйте игрушки ребёнка. Показывайте, как плюшевые медведи и зайцы радуются или переживают, обсуждайте, что они чувствуют.

Ещё один вариант – рисовать явления природы или же лепить знакомых героев сказок и мультиков и наделять их эмоциями в процессе.

Также вы можете помочь ребёнку-подростку, если расскажете, что чувствовали в его состоянии то же самое много лет назад. Если стесняетесь поделиться собственным опытом, преподнесите его как историю о другом человеке.

Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Называть эмоции

Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.

Обсуждать эмоциональные ситуации

Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях. 

Не обесценивать переживания

Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.

Моделировать способы выражения эмоций

Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.

Научить управлять сильными эмоциями

Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:

Остановись;

Досчитай до 10;

Выдохни;

Расскажи, что ты чувствуешь.

Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.

Как оценить уровень эмоционального интеллекта у ребенка

То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, или громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом. Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.

Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию. 

Эмпатия (в переводе с греческого – «страсть», «страдание», «чувство», «сочувствие») – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Влияние эмоций на социальное развитие ребенка сложно переоценить: именно от них зависит отношение ребенка к окружающему миру. Контроль над выражением своих эмоций поможет ребенку научиться понимать себя и окружающих, найти свое место в жизни и быть счастливым.

Полезные упражнения для осознания эмоций

Придумываем образ для настроения.

Пусть ребёнок включит воображение. И скажет, на какой предмет или природное явление похоже его настроение прямо сейчас. Это могут быть морская волна, ураган, кислый лимон и т.д. Ещё один вариант работы с эмоциями – подобрать для них не образы, но оттенки в палитре с любимыми красками. Пусть ребёнок попробует объяснить, почему красный ассоциируется у него с гневом. А зелёный – со спокойствием и т.д.

Словарь эмоций.

Если ребёнок не чувствует эмоциональные оттенки в своём состоянии (например, не отличает уныние от отчаяния). Тогда изучайте по одной новой эмоции в день и пишите её определение на карточке. Время от времени доставайте с ребёнком все карточки и смотрите, какая эмоция ближе к текущему состоянию. Также можно распечатать или купить карту эмоций и пользоваться ею.

Эмоциональный дневник.

Ребёнок записывает всё, что он чувствует. Можно делать это в течение суток или выбирать ведущую эмоцию дня уже под вечер. Будет хорошо, если такой дневник начнут вести и сами родители, чтобы можно было обменяться впечатлениями. Альтернативный вариант: вы записываете наблюдения за эмоциями ребёнка. А потом рассказываете ему, как видели то или иное его поведение. Также ребёнок может вести несколько дневников, чтобы концентрироваться именно на положительных эмоциях. Это могут быть дневник добра, дневник побед, дневник хороших воспоминаний.

Коробка эмоций.

Предложите ребёнку представить шкатулку, в которой хранится любая эмоция. Например, радость. А потом начните мысленно складывать в неё всё, что с этой эмоцией ассоциируется. Желательно, чтобы это были вещи, соответствующие разным чувствам человека, т.е. слуху, зрению, осязанию, обонянию и вкусу. Допустим, мороженое, радуга, запах сахарной ваты и т.д.

Эмоциональный фотоальбом.

Предложите ребёнку делать фотографии на заданную эмоцию. Особенно весело делать это в путешествии, когда фоном становятся известные достопримечательности. Такой альбом можно распечатать и потом с интересом рассматривать. А ещё по снимкам можно всей семьёй попробовать придумать рассказ.

Волшебный мешок.

Хотите помочь ребёнку избавиться от негатива, попросите сложить все плохие эмоции в мешок. Потом завяжите его и уберите на дальнюю полку. Возьмите другой мешок и предложите ребёнку достать те положительные эмоции, которые он сейчас хотел бы испытывать.

Научите ребёнка не просто осознавать эмоции, а жить с ними.

Для этого можно играть в игру «Где живёт эмоция?». И пытаться отследить своё состояние в теле. Например, страх живёт в пятках, а злость – в животе. Вторая часть задания на эмоциональный интеллект – попросить ребёнка объяснить, в чём заключается польза той или иной эмоции.

Ребенок, эмоция

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: