Детям о воде. Голубая планета.

Планета Земля

Расскажите детям о воде

Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что наша планета Земля голубая.

Ведь вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей.

Вода — это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники. Вода попадает на Землю в виде дождя.

Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Вода — это жизнь, основа всего живого на Земле.

Вода — самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время она таит в себе множество загадок. Вода — первое, что ищут исследователи на других планетах.

Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это одно вещество, вода! Удивительно, правда? «Что ты знаешь о воде?»

Обучающие карточки «Что ты знаешь о воде?»

Дети, вода

Голубая планета Земля

природа, река, дети, зима

Дети, тучи, дождь

Дети, гроза, дождь

Дети на берегу моря

Рыбы на дне океана

Пресноводные рек и озер

Природные явления

Наблюдения с детьми во время прогулки

«Куда бежит река»

Весной, когда тает снег, или в другое время года после дождя во время прогулки предложите детям найти все ручейки  Хорошо известно, что дети проявляют большой интерес к дождевым потокам и весенним лужам. Используйте этот интерес для объяснений того, как образуются реки.

Обратите внимание детей на то, что маленькие ручейки соединяются в большие, а те, в свою очередь, текут дальше и образуют большие потоки, которые условно можно называть речкой.

Если позволяет погода, дети могут проследить пути ручейков, спустив в них сделанные собственными руками кораблики. Эти кораблики, проплыв по мелким маленьким ручейкам, в конце концов попадут в самый большой ручей или лужу.

Расскажите детям, что в природе даже очень большие речки часто начинаются с маленьких ручейков. Каждый такой поток воды на своем пути принимает воду из других ручейков и становится все обширнее. Так рождаются маленькие речки. Но и они тоже могут соединиться вместе в одну большую реку. Моделью же озер послужат лужи.

Таким образом, на примере системы водных потоков  вы можете показать процессы образования рек. Обратите внимание детей на то, что многие речки, ручьи, озера, моря связаны между собой. Значит, если человек загрязняет воду даже в одном ручейке, опасность угрожает всем речкам, в которые попадет эта вода.

«Дождь»

В дождливую погоду предложите детям понаблюдать из окна, как капли воды падают на землю, как они стучат по стеклу, послушайте вместе с ними шум дождя. Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего и летнего.

«Облака»

Предложите детям понаблюдать за облаками, напомнив, что они состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложите выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже облака? Пусть ребенок даст своему облаку имя.

«Роса»

Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений — мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Предложите ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обратите внимание ребенка, как красивы капли росы, особенно когда они переливаются под лучами солнца.

Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает очень холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

«Снег»

Зимой во время прогулки предложите детям понаблюдать за снегом. Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно обратить внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.

В какую погоду снег хрустит под ногами — в теплую или морозную. Предложите детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит.

Во время зимних прогулок предложите детям рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратите внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, а затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

Что происходит, если снежинка упадет на ладошку? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

Ранней весной наблюдайте за таянием снега. Детям всегда интересно, как тает вылепленная ими снежная баба. Что с ней происходит и куда она исчезает.

«Сосульки»

Весной проведите наблюдения за сосульками. Обратите внимание, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут (или уменьшаются) сосульки? Найдите самую маленькую, самую большую сосульку. Проследите, как в теплую погоду с них стекают капли воды.

Что происходит при этом с сосульками: они растут или уменьшаются? Найдите место, куда падают капли. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д.

Предложите ребенку посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Пусть ребенок выскажет свои предположение, почему они такой формы: как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Видео «Вода на планете Земля»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: