Монтессори Мария известный итальянский педагог и врач.
Известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру.
Оглавление
Уникальность педагогической системы Монтессори
Основные формы воспитания и обучения детей
Мария Монтессори первоначально занималась вопросами воспитания умственно отсталых детей. Разработала методы развития у них органов чувств. И уже позднее применила эти методы с соответствующими модификациями к нормальным детям.
Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, воспитатель только наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их.
Наряду с этим она разработала и другую форму — индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность).
Потому, что объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя.
Функция учителя на уроке — это констатация сенсорного движения ребенка. Поэтому учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает. Также учитель не должен дать почувствовать ребенку, что он сделал ошибку.
Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические). Она строго разграничивала работу и игры, и не использовала игру в процессе обучения.
Детской творческой игре Монтессори не придавала положительного значения ни как биолог, ни как психолог, ни как педагог,. Это делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс структурно противоречивым, не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей. И конечно, не соответствующим научным требованиям современной педагогической теории.
Вместе с игрой Монтессори исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи. А так же приобщение детей к художественному творчеству народа и литературным произведениям. Это всё объективно приводило к обеднению интеллекта детей.
И в то же время Монтессори утверждала, что в каждой фазе развития ребенка педагог должен выявлять все его возможности. Иначе никогда не удастся наверстать потерянное.
Сенсорная деятельность
Монтессори не дифференцировала отдельных этапов развития детей в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). Потому что, считала, что это возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности. Стимулируются они сенсорной сферой.
Внимание, воля, сосредоточенность, память, способность сравнения — все тренируется в процессе сенсорной деятельности. Она же оказывает тонизирующее действие на нервную систему ребенка.
В дошкольном возрасте особенно требуется выполнять упражнения на осязательно-мышечное чувство. Потому, что именно это будет необходимо в будущем для целого ряда профессий.
Чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, Монтессори рекомендовала при упражнении одного органа «выключать» остальные. Для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п.
Дидактический материал созданный Монтессори
Монтессори была против использования природных материалов в качестве дидактических пособий, поскольку в них нет необходимой, для воспитания чувства, точности. Так же относилась она и к игрушке.
Однако нельзя сказать, что Монтессори вовсе игнорировала реальную действительность, как фактор сенсорного воспитания.
В свою дидактическую систему Монтессори ввела некоторые игры, которые способствовали усвоению детьми цветов и оттенков.
В отдельных случаях, считала она, можно использовать в этих целях и игрушки.
Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств.
Заключая свои описания, анализ и доказательства предложенного метода, Монтессори писала:
«Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением».
Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств.
В целом взгляды Марии Монтессори — это разновидность идеи свободного воспитания.
Они оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и практики, способствовали борьбе против муштры и догматизма в практике обучения. Монтессори имела последователей во многих странах мира, в том числе и в России.
Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается.
А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей.
Изначально она разрабатывала методики только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.
Свою методику Монтессори назвала «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду».
Ключевой принцип методики — «Помоги мне сделать это самому!»
Это принцип подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, и поэтому обеспечит ему основу для интересных занятий и научит его пользоваться ей.
Основные принципы методики Монтессори
- Монтессори — это методика раннего развития детей. Но дети в группе разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Так, формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы методики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей. Стандартными считают зоны: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Также добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Поэтому задача взрослого — заинтересовать ребёнка, но при этом педагог не должен навязывает собственное мнение.
- Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. После прочтения книгу необходимо поставить на место. Игрушки убрать туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
- Направлена методика на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Пособия располагаются на полках так, чтобы ребенок мог сам их взять и затем убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку.
Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым.
Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.
В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.